|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Анализ стихотворения «Смерть поэта» (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение было написано сразу после смерти А. С. Пушкина, когда Лермонтов узнал о жестокой дуэли. Написанное стихотворение быстро распространяется по стране, точнее её копии, и в скором времени доходит до императора Николая I. Из-за последней части произведения, где Лермонтов обвиняет в гибели поэта императорское правительство, его сослали на Кавказ. Многие литературные критики считали Лермонтова гением после данного стихотворения, они сравнивали его с Пушкиным. Единственным разочарование было в том, что великое произведение никогда не увидит то, тому оно было посвящено. Центральной темой данного стихотворения является тема поэта и поэзии, а точнее поэта в обществе, которое не способно его понять. Поэт погибает, потому что «восстал он против мнений света». Толпа не готова принять правду и свободу, которой он проповедует. Лермонтов в открытую обвиняет не только приближенных царя, но и светское общество, которое тоже было жестоким по отношению к А. С. Пушкину. По мнению автора, это общество лживо и корыстно, оно способно на чудовищные поступки, которые невозможно исправить в будущем: «Убит!...к чему теперь рыданья, / Пустых похвал ненужный хор/ И жалкий лепет оправдания? Лермонтов, действительно, хотел донести до читателя, что в смерти великого поэта виновата не только дуэль, но и общество в целом. Общество, которым А. С. Пушкин был не понят и не принят. Изображает Лермонтов и непосредственно убийцу, как бездушного, хладнокровного человека, который «дерзко презирал/ Земли чужой язык и нравы». Автор использует разные изобретательно-выразительные средства в данном произведении. С их помощью он пытается передать основную мысль и то, что он чувствует, ведь для поэта это очень важно. Основными художественными средствами являются эпитеты, которые выделяют монолог автора и основную проблематику текста: «пустых похвал», «дивный гений», «оклеветанный молвой», «жалкий лепет», «кровавый миг», «пламенные страсти», «грозный суд»и многие другие. Метафоры необходимы для смягчения гнева автора по отношению к обществу: «не вынесла душа», «невольник чести», «черная кровь», «пустое сердце», «Взят могилой». Инверсия оживляет текст, позволяя выделить интонацией важные слова: «восстал он», «не вынесла душа», «погиб поэт», «свершился приговор». Михаил Юрьевич также часто употребляет синтаксические приемы, например, риторические вопросы: «Зачем вступил он в этот свет?», «зачем поверил...?». Композиция стихотворения линейная, при этом каждая из строф посвящена либо поэту, либо его убийцам. Первая строфа очень эмоциональна и трогательна, поскольку лирический герой расстроен и подавлен смертью товарища и великого поэта. Следующая Строфа позволяет читателю узнать Дантеса, убийцу поэта. Автор называет его холоднокровным и бессердечным («в руке не дрогнул пистолет»). В последней строфе автор обращается к «надменным потомкам», которые не приняли поэта. Лирический герой напоминает о божьем суде, который не сжалиться, и избежать которого никому не удастся. Исходя их этого меняется ритм и интонация стихотворения. Произведение написано ямбом. Способ рифмовки — перекрёстный, в отдельных случаях используется кольцевой. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Шакирова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|