|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Анализ стихотворения «Смерть поэта» 1852 (Лермонтов М. Ю.)История создания.
Лермонтов был первым русским поэтом, кто откликнулся на смерть Пушкина. «Смерть поэта» принесла Лермонтову известность, сделало его великим поэтом. Стихотворение разошлось в списках, оно взбудоражило всех. Шеф жандармов Бенкендорф сразу оценил стихотворение корнета Лермонтова как воззвание к революции. Тогда еще не были написаны гневные заключительные 16 строк. Они появились после похорон Пушкина. Знать восторгалась убийцей, красавцем Дантесом, винили убитого поэта. Лермонтов выступил против всех, кто преследовал Пушкина гнусной клеветой. Эти резкие и жесткие строки открыто обличали убийц поэта, призывали к возмездию. За это стихотворение Лермонтов и его друг Раевский, помогавший распространению стихотворения, были сурово наказаны. Лермонтов отправлен на Кавказ, в военную часть, действовавшую против горцев.
Жанр — элегия и эпиграмма одновременно. Выражая грустные раздумья, скорбь, автор обращается к явной сатире при изображении потомков. Таким образом, стихотворение приобретает острополитическую окраску.
Тема. Лирический герой. Тема — смерть поэта. Стихотворение — монолог лирического героя о страшной потере великого человека. Для него поэт — светоч, дивный гений и человек сложной судьбы: он гордый, его душа терзалась от обид, он одинок. Всё это чувствует лирический герой и глубоко переживает мучения погибшего. Поэтому, читая эти скорбные строки, мы тоже осознаем, что испытал поэт перед роковой дуэлью, как он невыносимо терзался. Глаголы в начале строк первой строфы напоминают о безысходности потери: погиб, пал, восстал, убит, угас, увял. Они, короткие и четкие, звучат как выстрел. Виновник смерти поэта назван резко и жестко. Это не только Дантес, человек с пустым сердцем, хладнокровный и равнодушный, дерзкий нахал, который действительно не может оценить русского гения. Главный виновник гибели поэта — бездушный и холодный эгоизм общества. Это оно было злобно по отношению к поэту, для него мучения Пушкина доставляло «веселие». Свет, «завистливый и душный», «ничтожные клеветники» и интриганы погубили гения. Даже последние мгновения поэта отравлены «коварным шепотом насмешливых невежд». Страшно звучат заключительные строки первой части стихотворения: «Замолкли звуки чудных песен». Содрогнись, Россия, кого ты потеряла! Все ли поняли весомость потери? Нет. К ним обращены последний строки. Заключительные строки — это гневное обращение к надменным потомкам. Они — «Свободы, Гения и Славы палачи». Их покрывает закон. Но лирический герой уверен, что расплата настигнет их. Божий суд будет справедлив!
Композиция стихотворения. Стихотворению предшествует эпиграф, взятый из трагедии французского драматурга Ротру. В нем звучат слова: «Отмщенье, государь, отмщение!» Автор тоже требует отмщения за гибель великого поэта. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть поэта. Вторая строфа — описание личности Дантеса, ничтожного убийцы. В третьей строфе Лермонтов напоминает нам о пушкинском литературном герое – юном поэте Ленском, также погибшем на дуэли, «сраженном безжалостной рукой» Четвертая полна сетований на чрезвычайно доверчивый и добродушный характер поэта, доверившегося ничтожному свету. В пятой – боль и тоска о кончине человека, последние мгновения которого отравлены насмешливыми невеждами. Заключительные строки написаны Лермонтовым позже, уже после похорон поэта. Выступления света в защиту убийцы возмутили Лермонтова. Им он бросает в лицо гневные и справедливые слова, смело называя их палачами. Вера, что палачей ждет Божий суд, ждет расплата, — это единственное, что может утешить страдающие души тех, кто ценил и любил Пушкина.
Художественные средства выразительности. Стихотворение отличает обилие метафор и эпитетов. Они помогли придать стихотворным строкам высокую эмоциональность. Ярко вырисовывается образ поэта благодаря эпитетам: свободный, смелый (дар), гордой (головой), пламенных (страстей), чудных (песен) и другим. Рядом образ убийцы Дантеса — и совсем другие эпитеты: пустое (сердце), безжалостной (рукой), дерзко (презирал), кровавый (миг). Эмоциональность стихотворению придают и метафоры: жажда (мести), ловлю (счастья и чинов), гнали (дар) и другие. Сравнение: угас, как светоч. Метонимия: с свинцом в груди (пуля из свинца).
Рифма, стихотворный размер. Рифма преобладает перекрестная. 4-я строфа отличается парной рифмовкой и перекрестной. Стихотворный размер — разностопные ямбы.
Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Смерть поэта» принесло Лермонтову широкую известность. До 1837 года им было создано множество поэтических и прозаических произведений, но они практически не были опубликованы, и Лермонтова как поэта не знали. Это стихотворение решило дальнейшую судьбу Лермонтова. Он стал продолжателем, «наследником» Пушкина. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|