|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ поэмы Д. Кедрина «Зодчие» (Литература XX века)История создания Поэма «Зодчие» написана Д. Кедриным в 1938 году. Тяжелое время в стране отмечено неутихающей жестокостью репрессий. В поэме, отражающей Русь в 15 веке, тоже звучит могущество государства и царящая в нём жестокость. Поэт взял за основу легенду о строителях Покровского собора и вдохнул в неё своё понимание действительности.
Жанр: поэма, потому что есть сюжет, а события пересказаны в стихотворной форме
Тема, идея, сюжет в раскрытии темы и идеи поэмы Тема историческая, отражает любовь к Родине, её славное и трагическое прошлое. Идея: поэт воспевает красоту русской земли, её талантливых людей, честно изображает быт и нравы простого народа, осуждает жестокость царской воли. В честь освобождения Руси от ига Золотой орды царь-победитель велел построить каменный храм. У царя суровые требования к строителям: сложить церковь, «благолепнее заморских церквей». Выбирая из множества умельцев, в основном иноземных, царь останавливает свой выбор на двоих русских, безвестных владимирских зодчих. Они из простого народа: в посконных рубахах, босые, смерды. Но крепкие и молодые. В мастерстве владимирских зодчих не возникает сомнений. Д. Кедрин несколько строф посвящает работе умельцев, подчеркивая их силу, мастерство, слаженность в работе. «На широких плечах кирпичи понесли на леса». Они «кружева выплетают из каменных кружев». Словом выплетает поэт подчеркивает талантливость создателей храма. У таких умельцев растет «диковинный храм» со стрельчатыми башенками, луковками куполов, расписанный живописной артелью монаха Андрея Рублёва». Храм удался ещё и потому, что зодчие не просто талантливые, они глубоко верующие, как любой русский человек. Перед работой они перекрестились на восход. Резок переход от описания красоты и величия храма к изображению жизни вне его: «торговая площадь рядом жужжала», «кричали купцы», «подлый народ до креста пропивался», «вопил», рядом «тать, засеченная плетью», «в неволе томились татарские ханы». Нравы средневековья! Над всем этим беспросветным «срамом» красуется церковь — «как невеста», чистая, непорочная. Неужели красавица-церковь не развеет этот срам?! Ведь даже «непотребная девка» видит в ней красоту и сказку. Может быть, поэт надеяться, что не всё доброе и чистое утрачено в людях. Такой мрачный быт и такое великое творение. Поэт выразил гордость за Русь, веру в её будущее. Царь тоже оценил храм: «Лепота!». Но побоялся государь, что зодчие смогут создать ещё что-то величественное, а ведь надобно, чтобы церковь стояла такая одна. И «явил он царскую милость» — велел ослепить зодчих. Картина жестокого наказания и дальнейшей участи мастеров звучит в поэме очень эмоционально. Даже церковь-красавица потрясена: «звонила она, будто их отпевала навзрыд». Народ ропщет: «запретные песни» разносятся по широкой Руси гуслярами, но поются тайно. Память о прошлом живет в памятниках старины, в летописях, народных песнях. Это главная мысль, которую высказывает автор в поэме.
Композиция. Поэму отличает четко выстроенная композиция: от экспозиции до развязки. Начинается поэма зачином, как в русском народном творчестве, как в былине. Действие достигает развития в кульминации — в сцене расправы над зодчими – в самом напряженном месте поэмы. Развязка событий — в тяжёлой участи зодчих. Но ведь церковь стоит. Их труды не напрасны. Сколько уже веков стоит этот собор, который нам теперь известен как Храм Василия Блаженного. Есть и эпилог, последний аккорд: песни гусляров о «царской милости».
Художественные средства выразительности. Описание событий, церкви, быта простого народа очень образны и эмоциональны в поэме. Этому способствуют: Эпитеты: соколиные очи, широкая Русь, диковинный храм, суровым письмом, подлый народ, истошно кричал и многие другие. Метафоры: звоном отпевала навзрыд, выплетали узоры из каменных кружев, площадь жужжала, лился свет, потянулись башенки и многие другие. Сравнения: дивясь, как на сказку; церковь, как невеста. Эпоху средневековья помогают создать архаизмы и историзмы: вельми спертый, благолепней, зане, украшен зело, лепота, тать, зодчий, засекли батогами
Ритм, рифма, стихотворный размер. Поэма состоит из 16 стихотворный строф, каждая из которых включает в себя 8 строк, рифмующихся перекрестной рифмой. Рифма непоследовательная. Рифмуются 2 и 6 строки и 4 и 8. Стихотворный размер — анапест.
Мое восприятие. Поэма Д. Кедрина потрясла меня суровым сюжетом, я, благодаря автору, смогла восхититься работой зодчих и ужаснуться расправой над ними. Перед глазами встала Русь из далекого прошлого очень образно и зримо.
Значение стихотворения в творчестве поэта. Поэзия Д. Кедрина отличается глубокой любовью к своей Родине, красоте её природы и талантливости людей. Он часто обращается к прошлому страны. Он рассказывает в лирике о своём видении мира, родины, народа, его настоящего и прошлого. Храм из «Зодчих» — это незабываемая страничка истории, которую открыл нам поэт Д. Кедрин. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|