|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ «Смычок и струны» (Литература XX века)Смычок и струны. Две влюбленные, окрылённые души. Двое неделимы. Или всё же делимы? Как тяжело жить смычку и струнам порознь! А как страдает музыкант, что бросил их на долгое время. Не остаётся и капли надежды и веры в то, что музыка сможет зазвучать вновь так же трепетно, как они умело играли когда-то давно. «Касаться скрипки столько лет, и не узнать при этом струны!». Инструмент словно чувствует, что спустя столько лет разлуки с руками музыканта, он вновь берётся за игру, воодушевлённый, но теперь уже в последний раз. И эта последняя игра так сильно ранит влюблённых, им до жути тоскливо и страшно от мысли, что отныне они не сомкнутся воедино, не почувствуют друг друга и не заиграет больше эта сладкая мелодия любви… В стихотворении Анненский рисует историю одной любви. Тяжелой, страдальческой любви смычка и струн, которые подвластны лишь своему хозяину — музыканту. Величина их страданий ясно читается в строчках. И вместе им тяжело: «Но сердцу скрипки было больно… И было мукою для них, что людям музыкой казалось», и порознь они совсем не могут: «И струны ластились к нему… Мы не расстанемся? Довольно?». Инструмент понимает, что эта долгожданная встреча может стать последней. И лишь один человек в силах управлять их союзом. Лишь одному творцу подвластна судьба искусства. Конфликт творца и искусства представлен поэтом читателю. Влюблённые смычок и струны осознают, что теряют друг друга. Это невосполнимая утрата, с которой никак нельзя смириться. Явно читается эмоциональное отношение автора к происходящему. Трагический пафос сопровождает лирического героя на протяжении всех строк. А сам лирический герой — двойник поэта. Он отражает чувства автора, его размышления о судьбе. Стихотворение написано в 1908 году, за год до смерти Анненского. Закат жизни поэта. Он много болеет, и наверняка чувствует уходящее время. Так автор отражает свои терзания, сравнивая брошенные смычок и струны со своим творчеством, которые ему рано или поздно придется оставить.
Для передачи атмосферы «мутно-лунного» вечера автор одушевляет влюблённых, у скрипки появляется сердце, которое тоже умеет чувствовать: «Но сердцу скрипки было больно». Поэт описывает их мысли смычка: «Кому ж нас надо? Кто зажёг…». Задавая риторический вопрос, инструмент будто не верит, что спустя столько времени молчания и бесцельного существования он вдруг снова стал нужным, у него вновь появилась возможность зазвучать. Особенно умело автор имитирует мелодию струн, используя приём звукописи в строках: «Ты та ли, та ли?». Отдалённо это словосочетания напоминает звук движения смычка о струны. Звук воссоединения родственных душ, которые так долго жаждали друг друга. Но встреча их была недолгой. «Лишь солнце их нашло без сил на черном бархате постели». Читателю становится ясно, что уставший от ночной игры инструмент опять брошен, и место его не в умелых руках музыканта, а в злосчастном футляре, из которого ему спустя долгое время удалось выбраться всего на одну ночь… Обновлено: Опубликовал(а): Katerina Petrova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|