Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мотив глухоты в «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” мотив глухоты встречается несколько раз, что даёт нам возможность предположить, что у глухоты в пьесе есть какое-то образное, из раза в раз повторяющееся значение. Изучим это предположение, проанализировав эпизоды, где встречается такой мотив.

Начнём с самого очевидного случая: князя Тугоуховского с его говорящей фамилией. Он действительно туг на ухо, и на этом строится комичность тех двух эпизодов, в которых он появляется. Однако, если подумать, то остальное фамусовское общество мало от него отличается, стоит вспомнить хотя бы тот эпизод, когда все уверяются в сумасшествии Чацкого.

Происходившая череда сплетен сильно напоминает детскую игру “испорченный телефон”, у которой есть и другое, менее используемое название — “глухой телефон.” Фамусовское общество регулярно собирается в том или ином имении, и там они разговаривают на одни и те же темы, плюс несколько новых сплетней. Главная причина, почему они не устают обсуждать одно и тоже, это то, что они никогда по-настоящему и не слушают друг друга, домысливая и быстро забывая всё услышанное. Кроме того, они не отличаются особым умом и просто не хотят, и не могут принять новую точку зрения. Они не просто остаются глухи к словам Чацкого, но и клеймят его сумасшедшим. Особенно ярко и карикатурно эта “глухота от ограниченности” показывается в сцене, где Фамусов затыкает уши, слушая Чацкого.

Есть, однако, и такие персонажи, которые научились получать выгоду, умело манипулируя общественной глухотой. Например, Загорецкий, который всегда тут как тут, если его упомянут, но внезапно исчезает, если его начинают называть вором, обманщиком и так далее. Он лучше всех знает, что эти обвинения никто не услышит, не обдумает, и вскоре услуги Загорецкого снова понадобятся, а он будет рад оказать их по первому зову. В этом плане на него очень похож Молчалин. Он всегда в курсе всего, готов услужить, но, при этом, глух к брани в свой адрес. Очень показательна в этом плане первая сцена, когда Молчалин с Софьей сидят у неё в комнате, а Лиза, не в состоянии докричаться до них, думает, не оглохли ли они. Ещё одно прямое упоминание глухоты в тексте. Софья из-за любви потеряла счёт времени, но Молчалин не влюблён, он прекрасно понимает, что уже утро, и Лиза их зовёт. Он притворяется глухим от любви, потому что ему это выгодно, точно так же, как ему это бывает выгодно на светских приёмах, это один из его методов самопродвижения в обществе.

Глухота в “Горе от ума” — это неотъемлемая черта общества. Кто-то не осознаёт, насколько он глух, кто-то приучился это использовать, а кое-кто даже носит с собой слуховую трубку, которая ему ничуть не помогает, но в итоге, все они — пленники этой глухости, которая не даёт фамусовскому обществу превратиться в нечто лучшее.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.