|
Роль темы ума в комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)Тема ума — одна из главных, центральных тем, идей комедии Горе от ума. об этом нам намекает даже название комедии. Люди, наделенные способностью, особым свойством ума — насквозь видеть людей, как правило, часто замечают негативные черты общества, его моральное разложение. Именно из-за этой мыслительной способности люди страдают от одиночества, часто не могут выстроить взаимоотношения с людьми. Такие индивидуумы совершают выбор: поддаться социальной мимикрии, стараться быть успешным и удачливым в глазах общества, но при этом внутри ощущать себя потерянным, несчастным или честным словом и делом бороться против глупости в обществе, ради сохранения чести, достоинства, несмотря на все невзгоды. Чацкий после приезда в Москву, в родной дом после долгих странствий, увидел насквозь прогнившее, меркантильное общество, заметил ложь: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету... Низкопоклонство низших чинов, без которых не проберёшься до высших чинов, высших ступеней социальной иерархии: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Ненадобность особых умственных способностей для карьеры чиновника: Как не в войне, а в мире брали лбом; Стучали об пол не жалея. Ужасное образование, нужное лишь “для галочки”:
Отсутствие жизненной позиции: Ведь нынче любят бессловесных. Ущемления высших чинов по отношению к более низшим:
Консерватизм, не дающий развиваться новым идеям о человеческом идеале, о честности, об образовании:
стремление к евроцентризму и утрата своей культуры Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским? — И Чацкий, пусть и колкими шутками, хотел донести до старой Москвы свои взгляды, ценности, чего к сожалению Чацкому не удалось, зато молодой дворянин смог возмутить и направить против себя окружающих людей, начиная от Фамусова и заканчивая Графиней бабушкой. За это Старая Москва выкинула Чацкого, как отщепенца, изгоя, так как признала его сумасшедшим. Этому способствовала коварная, подлая и лицемерная Софья, дочь Фамусова, в которую был влюблен молодой барин. Чацкий принимал девушку, как “мудрую” и надеялся на её понимание. Во время приема гостей в доме Фамусова, После очередного упрека в сторону Молчалина, когда тот стал угождать Хлестаковой:
Софья решила нанести Чацкому ответный удар в спину, объявив Г. N. о сумасшествии главного героя. Вскоре новость обрела невероятные подробности, которых в реальности и не было:
Вскоре новость о сумасшествии разлетелась по всей Москве. В итоге возникает вопрос: так ли нужен ум, или скорее от него больше бед, чем пользы? Грибоедов оставляет этот вопрос открытым, давая нам понять, что московское общество того времени не было готово к переменам. Обновлено: Опубликовал(а): Гречка Антоний Внимание! Спасибо за внимание.
|
|