|
Каким был Великий бал у Сатаны? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)«Мастер и Маргарита», и, без сомненья, одна из самых значимых. В развитии сюжета данный эпизод является кульминацией: это переломный момент в судьбе Мастера и Маргариты, это апофеоз могущества Воланда. Сцена бала у Сатаны — как огромное море, в которое «стекаются» все московские сцены романа. Эта глава поражает яркостью красок, многообразием образов, своим величием. Действие главы происходит и не в этом, и не в потустороннем, а, скорее, «в третьем», особом мире. Не смотря на то, что данный эпизод носит название «Великий бал у Сатаны», главными героями являются далеко не Воланд и его свита. Главное место Булгаков отвёл Маргарите – королеве этого ежегодного празднества. Сегодня Маргарита — в центре внимания, она – хозяйка бала, его ключевая фигура, а потому и выглядеть должна подобающе. Сцены подготовки Маргариты к балу — не что иное, как «пародия» на крещение Христа, только вместо воды Булгаков использует кровь, тем самым напоминая, что это — не внутреннее очищение, а мистический бал. Тяжёлое изображение пуделя на груди Маргариты — исковерканный образ креста. Приготовления завершены, королева готова, и Бегемот даёт сигнал к началу бала. Бал упал на Маргариту внезапно и сразу «в виде света, а вместе с ним — звука и запаха». За этим следуют сцены, одна чуднее другой: и величественный оркестр, и виртуоз-джазбандист, и, наконец, огромный ярко горящий камин. Но камин — это не просто предмет мебели. Это своеобразная дверь, в которую входят гости. И снова автор напоминает о связи происходящего с тьмой: камин — как будто ворота, ведущие в пылающий ад. Начинают «приезжать» гости. Поначалу они появляются по одиночке или вдвоём, позже веренице гостей не видно конца. Величавые мужчины во фраках и нагие женщинами в туфлях и с перьями на голове воскресают из праха и спешат вверх по лестнице, дабы выразить королеве бала своё величие. Интересным фактом является то, что все гости на балу Сатаны — реально существовавшие исторические лица, а также все как один — грешники. Каждому Маргарита подаёт руку или колено для поцелуя, а свода Воланда притворно кричит: «Мы в восхищении!». Всё это похоже на сумасшедшую карусель — под конец лица всё стремительнее мелькают перед хозяйкой бала и сливаются, однако одно лицо она запомнила очень хорошо — это лицо Фриды. Дальше — страшнее. Оркестр короля вальсов превращается в обезьян, играющих джаз. Затем Маргарита в сопровождении Коровьева и Бегемота проходит в другой зал — там находится огромный бассейн, наполненный шампанским, в котором купаются опьяневшие барышни. Бал, начинавшийся с христианских мотивов, постепенно превращается в вакханалию. Но, наконец, появляется Воланд — второй после Маргариты ключевой образ эпизода. Воланд выходит «в том самом виде, в котором был в спальне» — в грязной заплатанной сорочке и стоптанных туфлях. Но и он преображается, также как и Маргарита, при помощи крови: испив крови барона Майера из черепа покойного Берлиоза. Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. «Каждому будет дано по его вере». За преступлением всегда следует наказание. Воланд заканчивает бал, объявив смерть началом новой жизни. В этом и есть философия Воланда: жизнь и смерть, свет и тьма неотделимы друг от друга. Обновлено: Опубликовал(а): Lanovvv Внимание! Спасибо за внимание.
|
|