|
Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)Бал у Сатаны является завершающим этапом пребывания Воланда и его свиты в Москве, поэтому эпизод расположен почти в конце романа. Глава начинается с подготовки Маргариты, выбранной королевы бала, к торжеству: её окатили «горячей, густой» кровью, розовым маслом, одели туфельки из лепестков розы, королевский алмазный венец, повесили на шею медальон с изображением чёрного пуделя.
Безусловно, одним из ярких и пронзительных образов этой главы является образ Фриды. Фрида убила своего новорождённого ребенка: «унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле». И теперь каждую ночь камеристка подкладывает ей на стол платочек как напоминание о преступлении. Глава «Великий бал у Сатаны» является решающим в развитии характеров Маргариты и Воланда. В данном эпизоде затронута тема милосердия, раскрытая через образ Маргариты. Даже став ведьмой, она не теряет своих человеческих качеств. Услышав от свиты Воланда историю Фриды, Маргарита решает помочь бедной женщине, избавляет её от вечных мучений. Тяжело было Маргарите приветствовать всех гостей бала. «Каждую минуту она боялась заплакать», ноги её подгибались, «наихудшее страдание ей причиняло правое колено, которое целовали; оно распухло, кожа на нём посинела». Но она нашла в себе достаточно силы и исполнила обязанности хозяйки ради любви, ради ещё одной встречи с Мастером. Большое место в главе занимает обстановка залов, в которых проходит сатанинский бал. С помощью эпитетов, метафор, сравнений и других средств выразительности Булгаков показывает, как возникают из ниоткуда стены роз, тюльпанов, японских махровых камелий, «между стенами бьют, шипя, фонтаны», вскипает пузырями шампанское в бассейнах, играет музыка лучших оркестров мира. Маргарита встречает «короля вальсов» композитора Иоганна Штрауса и скрипача Анри Вьетана. Возможно, Булгаков высказывает гипотезу: всякий талант бывает в чём-то от дьявола. Кульминационным моментом этой главы является появление Воланда. Но на удивление Маргариты он явился в том же самом, в чём был в спальне: в «грязной заплатанной сорочке», в «стоптанных ночных туфлях». Но выпив из кубка, которым служила голова Берлиоза, кроввь убитого барона Майгеля, Воланд неожиданно преобразился: он «оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре». В этом эпизоде 23 главы наиболее важным является разговор Воланда и Берлиоза, в котором утверждается закон – «каждому будет дано по его вере». Глава «Великий бал у Сатаны» играет большое значение в романе. Булгаков мастерски создал колорит, атмосферу тёмных сил мира. В этой главе также показана насколько сильна и самоотвержена любовь Маргариты к Мастеру, на какие испытания она готова пойти, чтобы сохранить их любовь. Обновлено: Опубликовал(а): Lyubavi Внимание! Спасибо за внимание.
|
|