|
По тексту А. Попова (ЕГЭ по русскому)Как сложны для человека вопросы самоопределения, поиски себя и своего места в жизни. Как поступить? Как не ошибиться с выбором? Куда пойти? Как же важно в такие моменты иметь рядом близкого человека, который способен дать мудрый совет, направить в нужном направлении. Именно над проблемой влияния на формирование личности подростка и задумывается А. Попов в своём тексте. Размышляя над проблемой, автор описывает эпизод из своей жизни. Он вспоминает детство и разговор со своим дедом об осенних листьях, осенних звездах и осенних людях. Весь текст построен на диалогах, благодаря чему мы можем четко увидеть характер, моральные качества героев. А. Попов мастерски передает душевное состояние повествователя и с первых строк мы ощущаем лирическое настроение. На дворе поздняя осень, кружится в диком танце, спрятав под листвой дороги, листопад, слышатся тихие и неспешные разговоры дедушки и внука о чем-то грустном. Мы видим неуверенного в себе мальчишку, которому трудно разобраться в себе, своих чувствах, о чем говорит употребление в лексике контекстных антонимов, он ощущает себя «щенком перед слонами», «собакой перед мышами». Но он всеми силами пытается найти путь к людям, к самому себе, своё место в жизни. Своими мыслями и переживаниями он делится со своим мудрым дедушкой, который с помощью тонкой, доброй иронии помогает подростку избавиться от ощущения собственной «серости» и одиночества, обрести уверенность в себе. «Осенний дед» и его уроки навсегда останётся живы в памяти героя рассказа. Поражает мастерство автора, то, как он противопоставляет представителей двух поколений, благодаря чему мы четко можем охарактеризовать их. Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Приём противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения представителей двух поколений по нравственным вопросам. Внук смотрит на жизнь весьма пессимистично, а дед, счастливый человек, помогает ему увидеть всю красоту и многогранность окружающего мира. Он даёт ответ на любой вопрос внука. И о том, как обрести настоящую любовь, не потерять себя, объясняет, что не нужно «ждать кости», надо «продать собачью шкуру» и «на вырученные деньги купить скрипку», чтобы «играть любимой». Метафоричность реплик дедушки объясняется тем, что он предоставляет герою возможность поразмышлять над сказанным и самостоятельно принять решение, сделать выбор. Благодаря ней отсут¬ствует и скучная назидательность в словах деда. Приведённые примеры, дополняя друг друга, позволяют увидеть, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогают внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах. Автор считает, что близкие люди оказывают сильное влияние на формирование личности подростка. И только уважительным отношением и мудрыми советами, а не назиданием и приказами, можно воспитать настоящего человека. Трудно не согласиться с автором. Действительно, именно близкие люди помогают человеку разобраться в проблемах, участвуют в формировании его внутреннего мира, влияют на становление личности и дают ответы на многие вопросы. Как хочется, чтобы у каждого был такой «осенний дед», который своей доброй философией поможет, направит на путь истинный. А. Попов в своём тексте поднимает одну из актуальных проблем любого времени – проблему взаимоотношения поколений, влияния старшего на младшее. Автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл, своего «осеннего деда». Обновлено: Опубликовал(а): Connya Внимание! Спасибо за внимание.
|
|