|
«Горе от ума» — вечно острая, жгучая сатира (Грибоедов А. С.)А. С. Грибоедов — выдающийся политик и дипломат, комический гений, талантливый пианист и композитор. Этот человек был мыслителем и деятелем ,,века нынешнего,,. Он презирал насилие и произвол, невежество и лицемерие, предпочитая проповедовать свободу, разумность, истинность и гуманизм. Одной из его плодотворных работ, оказавших большое влияние на развитие русской культуры, является комедия ,,Горе от ума,,. Эта комедия, тонкая и изящная, сатирически изображает действительность после войны 1812 года, когда население Российской империи разделилось на два лагеря: на консервативных приверженцев крепостничества и на прогрессивных мыслителей и деятелей, сражавшихся за свободу. Первых иначе можно назвать ,,фамусовским,, обществом, а вторых обществом Чацкого. В комедии приоткрывают завесу, скрывающую мир ,,высшего,, общества, полностью обличая её пороки и убожество.Читатель подмечает всё: чинопреклонение, кумовство, алчность, плутовство, злословие, сплетничество, повреждение нравов, кризис духа, умственную и нравственную слепоту, убожество интересов. Весь спектр пороков и грехов А. С. Грибоедов уместил в героев из окружения Фамусова, в представителей ,,высшего света,,. Это был плевок в лицо аристократии, в лицо Фамусовым, Молчалиным и Скалозубам. Именно поэтому власти молниеносно наложили цензурный запрет на комедию А. С. Грибоедова. Ситуация внутри страны была накалена, всё больше ,,вольнодумцев,, появлялось, всё чаще они пытались сломить систему ошибочных суждений и невежественных нравов. Таким же вольнодумцем был и сам А. С. Грибоедов, он, будучи политиком и драматургом, смог уловить перемену эпох, столкновение ,,века нынешнего,, и ,,века минувшего,,. Он тонко чувствовал внутриполитическую ситуацию Российской империи и изобразил её в своём произведении, запечатлев предпереломный момент. За что и был награждён цензурой. Однако это не помешало распространить тысячи рукописных видов произведения. Комедию приняли восторженно в декабристской среде и не менее ,,восторженно,, в высшем свете. Стоит отметить, что произведение многократно подвергалось оценкам критиков, колеблющимся от восторженно-апологетических до уничижительно-презрительных. В. Г. Белинский считал, что ,,Горе от ума,,—это драгоценный перл русской литературы,,. В. Ф. Одоевский писал:,,…сочинение, делающее честь нашей словесности…,,. Он также отмечал, как быстро разошлась комедия на пословицы и афоризмы. Признаюсь, критика М. А. Дмитриева вызывает у меня гнев, поэтому я предпочту проигнорировать её. И. А. Гончаров посвятил комедии целый критический этюд ,,Мильон терзаний,,. Он писал:,,Комедия ,,Горе от ума,, держится каким-то особняком в литературе…Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд,,. И произведение всё ещё не теряет актуальности, оно насыщено вечно жгучими проблемами человечества, как общества. А. С. Грибоедов подметил ясно очерченные характеры, существующие во все времена. По правилу трёх единств А. С. Грибоедов развернул события в одном месте за 24 часа. Однако он раздвинул временные рамки, сохранив актуальность комедии в вечности, расширил пространственные рамки, визуализировав комедию, действие которой проходило одном московском аристократическом доме, миниатюрой устройства Российской империи. Комедия разоблачает халатность, безделье, кумовство. Все пороки, выставленные напоказ А. С. Грибоедовым, имеют свою адаптацию в нынешнем веке, некоторые даже не изменились: подхалимство, сплетничество, лицемерие… В обществе Фамусова царит авторитет денег, общественного мнения. Княгини Марьи Алексеевны, господа N и Д вершат репутациями и судьбами, нарекая одних сумасшедшими, а других гениями. Неоспорим авторитет мнения окружающих и в наша дни. Скажу пару слов и об омерзительных слухах. Удивительна их невероятная способность обрастать фантастическими деталями, искажать действительность, молниеносно размножаться в устах говорящих, словно вирус сплетни передаются воздушно-капельным путём, проникая в тело, разум слушателя и заражая его ложью. Уже и не знаешь, где правда, а где ложь, порожденная слухами… Обобщив, скажу, что сатирическое настроение комедии заключено в разоблачении пороков и их высмеивании. Жгучесть обосновывается актуальностью этих пороков во все времена. А. С. Грибоедов имел талант представить грехи, что современны всегда. Выражу надежду, что однажды эта комедия доживет свою пору и потеряет актуальность. Произведение А.С.Грибоедова заставляет задуматься о своей личности, о Фамусовых, о Чацких, о Софьях, о Молчалиных и о Репетиловых. Оно вызывает чувство реальности, открывает глаза. Эта комедия, содержащая лишь трагедии, личные и общественно-социальные, воспитывает не первое и не последнее поколение. А в этом и состоит задача книг. Обновлено: Опубликовал(а): Чувак с ручкой Внимание! Спасибо за внимание.
|
|