|
Где ошибся Добролюбов или образ Катерины и трагедия совести в драме «Гроза» (Островский А. Н.)«Мне что домой, что в могилу – всё равно» Катерина из пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Катерина Кабанова – главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза». При первом знакомстве с произведением Катерина вызывает самые положительные эмоции, она кажется единственным настоящим и искренне чувствующим человеком среди «тёмного царства». Однако почему тогда она в конце пьесы совершает самое страшное преступление, самый тяжкий грех – самоубийство? Ответ кроется в деталях. Например, Катерина так рассказывает о своём времяпровождении в храме: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Разве правильно это – не внимать внимательно ходу службы, находясь в своих мечтаниях, даже вроде бы облачённых в молитву? Нет. Да и видеть ангелов обычные люди недостойны, поэтому, по мнению литературоведа и преподавателя Московской духовной академии Михаила Дунаева, это, скорей всего, бесовская прелесть. И недаром позже именно в храме, во время молитвы-мечтания, Катерина в первый раз увидела Бориса. Защиты Господа над ней не было, и бесы, пользуясь её природной живостью и стремлением к любви, стали её искушать. Итак, получается, что одного из вёсел лодки, с помощью которой каждый человек плывёт по реке жизни, как говорится в одной из притч, - молитвы – у Катерины не было. А как же второе весло, признаваемое и атеистами – труд? Читая о жизни в отчем доме героини, мы понимаем, что и этого у неё нет – до замужества её работать не заставляли, она не привыкла, а потому не трудилась и в дому межу. По мнению доктора филологии, профессора Александра Ужанкова, именно от этого она принимает соблазн. А о праздности говорит её возглас: «Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь!». Может, тогда именно любовь станет для Катерины опорой и поддержкой? Однако в семье мужа царит «псевдодомострой» (по настоящему Домострою мужчина, каким бы молодым не был, является главой семьи, а не его мать), где любовь заменяется страхом, что очень точно передаёт диалог сына и матери: «Кабанов: Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова: Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли?» И несмотря на всё желание героини, ей не удаётся полюбить Тихона. Ведь в семье Кабановых нарушен наказ Господа: «И сказал: посему оставить человек отца и мать и прилепиться к жене своей» (Мф, 19:5). После Катерина вроде бы влюбляется в Бориса, а он – в неё. Но настоящая любовь идёт от умного сердца, как говорит Александр Ужанков, а у них – от разумной головы: у него «дурь в голову лезет», а у неё – мечта. Так что это оказывается лишь страсть, которая приносит беду и не проходит проверку испытанием: Борис так же, как раньше и Тихон, отказывается взять с собой Катерину и оставляет её одну. Во всех смыслах и сферах Катерина остаётся одна. Почти все тайно или явно от неё отворачиваются, а ей самой не хватает смирения раскаяться и силы вынести унижение, всегда следующее за грехом. Поэтому она сама добровольно отворачивается и от Бога, отчаивается и вместо надежды на искупление обрывает свою жизнь. В этом и состоит трагедия совести – Катерина не хочет раскаяться и выбирает, по её мнению, более легкий путь – «в могиле лучше, чем дома». Но болит-то у неё душа, а она бессмертна. И в ином мире мучения будут продолжаться вечно. Поэтому, чем с Добролюбовым, я больше склона согласится с Дмитрием Писаревым, поэтому и критиком 19 века, знатоком творчества Островского, который считал, что у Катерины характер и восхищаться нечем, и уж ни о каком «луче света в темном царстве» и речи идти не может. И главное – надо помнить об отрицательном примере главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза», когда тебе самому плохо и гроза, кажется, вот-вот разверзнется над тобой. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Никонова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|