|
Образ Катерины и трагедия совести по пьесе Гроза (Островский А. Н.)Катерина - героический характер, ее судьба печальна, но душа поэтична. А.А.Грогорьев Русская литература богата неповторимыми женскими образами, над которыми трудились многие великие писатели. В каждом образе заложена какая-то своя непредсказуемая душа, история, которую необходимо понять или разгадать, ведь любая женщина - это загадка. И первой великой героиней русской прозы стала Ярославна, чей образ создан автором "Слова о полку Игореве". Это идеал русской женщины: любящая и верная жена, которая с тоской и предчувствующей болью в сердце ждала своего мужа и едва ли не убила себя с горя, узнав по слухам о его смерти. Еще один невероятный образ русской женщины представлен Н.М.Карамзиным в его повести "Бедная Лиза". Здесь автор показывает весь внутренний мир своей героини, наполненный яркими чувствами и переживаниями. Вот один из таких неповторимых женских образов был создан А.Н.Островским в его драме "Гроза". Здесь Катерина Кабанова, по выражению критика Н.А.Добролюбова, "луч света в темном царстве". Эта девушка недавно вышла замуж, как оказалось, за нелюбимого человека и попала в трудную жизненную ситуацию. Ее буквально заперли в этом душном сером городе Калинов, где зажиточные купцы от скуки или для порядка точат своих домочадцев, словно "ржа железо". И Катерина, чье детство и юность прошли в среде любви и взаимопонимания, начинает медленно угасать, терять интерес к жизни: "Я жила..., точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю". В Калинове же ее мир полностью ограничен жесткими патриархальными традициями, которые с таким усердием навязывает невестке Марфа Игнатьевна Кабанова, пытающаяся удержать свое время. И вдруг в этой одинокой девушке, чей мечтательный огонек практически перегорел, превратился в пепел, просыпается вечное, воспетое сотнями поэтов и писателей всех времен чувство любви. Для всего этого "темного царства" любовь - иллюзия, котрую не воспринимают всерьез, как нечто высокое, посланное в дар Богом. Именно так это видела Катерина. Своих чувств она первое время не понимала: "Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Что-то во мне такое необыкновенное...", а затем пыталась отвергнуть, ощущая за собой, замужней женщиной, тяжкий грех. Ведь измена невозможна для чистой и требовательной к себе Катерины. Поэтому девушка попадает в нелегкое положение борьбы с собой: "Точно я стою над пропасть и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Нельзя рассматривать образ Катерины, не учитывая ее религиозных убеждений. Ведь эта девушка несмотря на свой протест выросла в таком обществе, ей знакомы и привычны существующие традиции и порядки. Сам автор обращает внимание на то, что Катерина - человек набожный. Ее усердные молитвы описаны в каждом явлении пьесы. Это сделано с определенной целью: А.Н.Островский видел в Катерине девушку, всем сердцем обращенную к Господу, и именно ее искреннюю веру стремился показать. И не прав был критик Н.А.Добролюбов, считавший, что после влюбленности главной героине "скучны сделались молитвы". Наоборот, ее страх перед карой Божьей, представленной А.Н.Островским в наступающей грозе, только усиливает религиозность Катерины. Но даже здесь девушка не может быть откровенной, ведь ее душа грешна. Поэтому героиня и решает покончить жизнь самоубийством, что является самым грозным наказанием для любого праведника; лишение себя жизни - прямая дорога в ад. Катерина понимает это, но считает себя заслуживающей страшные муки. Также важной деталью, на которую указывает автор, является чувство любви Катерины к Богу, ведь Господь, живущий в душе девушки, и есть ее совесть. Что насчет "нелегких" отношений между свекровью и невесткой? С первого взгляда кажется, что Катерина сломалась под гнетом Марфы Игнатьевны. Но на самом деле это не так, ведь девушка не отказалась от своих взглядов на мир, не подчинила свою волю тяготеющей к власти Кабанихе. Поэтому Катерина, не просто свободолюбивая, мечтательная, набожная личность, какою мы ее представляем с первых страниц пьесы, она еще и сильная. И этот сильный человек противостоит злу, Катерина не сдалась, не проиграла, ведь и Кабаниха-то в конце осталась ни с чем. Какое будущее ее ожидает после смерти невестки? Дочь Варвара сбежала из дома с любимым человеком, сын Тихон уже вырвался из-под материнского контроля, он впервые противостоял ее мнению, когда мертвую Катерину достали из Волги. Поэтому смерть девушки, как бы грубо это ни звучало, подняла протестовать против устоявшихся традиций всю семью Кабановых. Это уже невероятное явление, революция в купеческом доме, где веками дорожили своими обычаями. Таким образом, Катерина действительно необыкновенная личность, ее образ стоит в ряду с такими героинями прозы, как бедная крестьянская девушка Лиза, несчастная Татьяна Ларина, жизнь которой перевернула любовь, и, конечно же, Анна Каренина со своей печальной судьбой. Пусть короткая жизнь Катерины оборвалась так резко, но ее борьбу будут помнить многие поколения люлей, читая драму "Гроза" или наблюдая за игрой актеров. Обновлено: Опубликовал(а): Мари Перска Внимание! Спасибо за внимание.
|
|