|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
К 100-летию со дня рождения Александра Галича (Сочинение на свободную тему)И память, болью отзываясь, живет в сердцах, в тебе и мне...
Листая сайт аудиокниг, я нашла одну поразительную вещь. Что-то заставило меня сделать именно этот выбор. Александр Галич. Радиоспектакль. «За час до рассвета». Случайно найденная книга сразу стала родной, понятной. И вот я уже мысленно беседую с героями. Я слушаю пронзительное произведение о войне, которое меня потрясло и заставило задуматься о прошлом моей родины. С первых и до последних минут прослушивания я не могла оторваться, я погрузилась в книгу с головой. За час до рассвета, за час до расстрела молодые люди придумали себе жизнь. Жизнь, которой у них никогда не будет... Чудовищная несправедливость! Ведь они так молоды и отчаянно верят в будущее. А война... Она там, за пределами разумного. Невероятно тяжело слушать радиоспектакль "За час до рассвета", следить за развитием событий в непрожитой жизни тех ребят. Ведь все время в голове свербит мысль: этого не будет! До расстрела осталось "не более сотни шагов"...
Счастливого финала в этой драме не случилось. Война - это всегда горе, личное, общее...
И все же я слушала, затаив дыхание, стараясь не пропустить ни единого слова. Особенно стихотворную часть пьесы. Александр Галич выстроил текст произведения особым образом: всё, происходящее с главными героями в настоящем времени, описано в стихах, а их выдуманная жизнь - в прозе.
И это не какая-то далекая фантастика, не современные бравадные фильмы о том, как молодые люди попадают в 1941-42 год... Как в фильме “Мы из будущего”... Это другое! Это живые души, кричащие нам из прошлого, непридуманные судьбы, разрушенные войной.
Навсегда врезаются в память их имена: Варя... Илья Левитин... Глеб Украинцев....И вот перед нами мелькают разные лица, новые люди. Варя, Глеб, Илья - все живы, все рядом. У них появляются новые знакомые, вокруг много людей, жизнь бурлит.
Люди мечтают, о чем-то спорят, смеются и плачут, влюбляются и ревнуют. Они придумали себе жизнь после войны, как будут восстанавливать разрушенные бомбёжками города и строить новые. Они молоды, полны сил. Там, в своей придуманной жизни, они влюбляются, создают семьи, рождают детей. И эту неслучившуюся жизнь они с таким сердечным усердием продумывают до мельчайших деталей, что просто мурашки пробегают по коже. Такая фантазия, на мой взгляд, граничит с безумством. Как же это чудовищно страшно - придумывать себе жизнь за час до смерти...
Читаю, как Варя собирается замуж, читаю, как Глеб получил диплом, и с ужасом понимаю: "ведь этого не будет..." И еще тяжелее осознавать, что не только я, но и они там понимают - ничего уже не будет. Ничего не изменить... Но они молоды, а потому они продолжают верить! И там, на краю обрыва, за час до рассвета у них на всех одно желание - долго жить!
И я бегу вместе с ними в этот мир - придуманный, послевоенный, свободный, счастливый.
Мир, который они нам подарили. Мир, за который они заплатили страшной ценой. И память об этой плате возвращает нас мысленно в те страшные годы. И уже трудно отделить меня, сегодняшнюю, от тех ребят. Я начинаю мечтать вместе с ними, жить вместе с ними. Только мы с ними забываем про войну, и тут опять - ночь, жуткая очередь, обрыв… Он здесь, он страшит своей чернотой, обрыв в никуда… Как страшно! Мечтать, скорее мечтать! Убежать от близкой смерти хотя бы в мыслях… Варя, Илья и Глеб вновь возвращаются в мир без войны. Все это так тяжело понять - как они там, за час до рассвета, придумывают себе будущую жизнь? Неужели они могут отвлекаться от всего того, что происходит вокруг них, и мечтать?
Самым пронзительным моментом в пьесе для меня стало появление новорожденной девочки Машеньки. Я с ужасом представляла, что это та самая Машенька, которая никогда не родится. Помните, как в повести "А зори здесь тихие..." у Бориса Васильева: "Детишек могла бы нарожать... И не оборвалась бы ниточка..."
Там, в своей мечте, в своей придуманной жизни, они склонились на колыбелькой новорожденной Машеньки. Здесь, в своем трагичном настоящем, они шаг за шагом медленно движутся к обрыву в очереди на расстрел... Какая-то чудовищная фантасмагория.
Пьеса Александра Галича особенна тем, что она не касается войны напрямую, в ней нет описания боя, атаки, бомбежки. Но она не менее трагична, чем произведения других писателей-фронтовиков о войне.
Поистине верно изречение: "жив человек, пока жива память о нем". Ровно сто лет прошло со дня рождения Александра Галича (Гинзбурга). Сто долгих лет кровопролитного двадцатого века. Судьбой было предначертано Александру Галичу стать великим поэтом.
Сто лет - не срок для Вечности. Александр Галич вписал свои строки в страницы русской литературы. И вот они дошли до меня, разбередили душу, заставили страдать мое сердце. Не в этом ли ценность книги, прожившей много лет?! Скорее всего, он писал для поколения, пережившего войну. И вот я, девочка 21-го века, слушаю аудиокнигу и понимаю: это теперь со мной навсегда.
“Подождите, пока не поздно, не забудьте, как это было!.." - призывает нас Александр Галич.
Мы не забываем, не имеем на это морального права. Нас не отпускает боль за все непрожитые жизни.
Пьеса Александра Галича завершается картиной бегущей девушки. Сквозь предрассветный туман она бежит от смерти к будущему, она спасает жизнь. "Вселенную несет на своих плечах не Атлант, а женщина..." - писал когда-то Генрик Сенкевич. И спустя многие десятилетия доносится до нас тоненький голос Вари:
-Вы запомните, мальчики?
-Да, мы запомним.
-Никогда не забудете?
-Нет, никогда.
Все они живут в стихах и песнях Александра Галича. "И сто, и двести лет пройдет - Никто войны забыть не сможет", - писал Константин Симонов.
Поэт давно нашел ответ на вопрос Горация "Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность..." Попробую и я включиться в диалог веков. Полагаю, что не сроком давности измеряется ценность сочинения. А тем, насколько глубоко удалось писателю проникнуть в читательское сердце, насколько удалось его растревожить или даже ранить.
Пьеса Александра Галича "За час до рассвета" навсегда стала для меня важной, значимой в осознании ценности человеческой жизни. Несмотря на всю трагичность сюжета, это очень жизнеутверждающее произведение. Пьеса учит жить, по-настоящему жить! С надеждой смотреть в свое будущее, далекое ли, близкое ли, - неважно. Главное - верить в свои силы. И никогда не смотреть вниз, даже находясь на краю пропасти, - только вперед. Жить надеждой и мечтой. Александр Галич писал, выражаясь метафорично, сердцем, раненным войной. Разве возможно определить ценность таких книг?! Ни время, ни забвение не властны над ними. Обновлено: Опубликовал(а): Филологиня Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|