|
Борис Рыжий «Музыка и ангел» (Анализ стихотворения, стиха)Стихи Бориса Рыжего написаны в конце прошлого века, в последние дни ушедшего тысячелетия. В них воедино сплетены мгновения обыденной жизни и музыка вечности. В скучных непримечательных вещах вдруг слышится дивный голос иной реальности. Как, например, в стихотворении "Музыка и ангел", написанном в 1995 году. В старом скверике звучит музыка вне времени и пространства. В этом странном пустынном месте неожиданно переплетаются две реальности. Обычный будничный мир со слоняющимися у скамейки голубями и мир горний, тот, где обитают ангелы. Печальная музыка связывает обе реальности. Вдохновенные чистые звуки прорывают серое полотно земного бытия и возносятся к духовным вершинам. Музыка объединяет трёх персонажей стихотворения: музыканта, лирического героя и ангела. Первый исполняет, двое других внимают. При этом лирический герой ещё и наблюдает за ангелком. Тот слушает очень внимательно, его настроение меняется в зависимости от звуковых интонаций: «чем музыка печальней, чем страшней», тем ангелок больше поддаётся очарованию необыкновенной мелодии, тем нежнее улыбается. Лирический герой вместе с музыкантом находится в эти минуты по ту сторону бытия, иначе он не узрел бы крылатого слушателя. Более того, даже тот, кто читает это стихотворение, он тоже вовлекается в процесс творческого созидания и эмоционального переживания духовной красоты. Но есть и те, кто безразличен к звучащей музыке сфер. Крылатому ангелку противопоставлены крылатые голуби. Они олицетворяют собой равнодушную публику. Безучастно слоняясь у скамейки, они исполнены обычных земных забот. Голуби хоть и крылаты, но в стихотворении они не летают в небесной синеве, а топчутся у ног лирического героя ("только голуби слоняются у ног"). Как и большинство людей, в каждодневной суете забывающих о своей крылатой душе. Анафора «В старом скверике» («В старом сквере») подчёркивает основные земные измерения бытия: пространство и время. Прилагательное «старый» опосредовано предполагает нечто длительное во времени, успевшее состариться или происходящее из века в век. Существительное «сквер» ограничивает пространство, выставляет ему определённые рамки. Старый сквер похож на человеческую судьбу, ограниченную во времени и пространстве. Но есть и иной мир, где не властвует время и совсем иное пространство. Из этого небесного мира явился в стихотворении ангелок, чтобы послушать пронзительную музыку. Музыку, в которой живёт душа музыканта. Интересна цветовая гамма стихотворения. Мир земной в строках поэта лишён многокрасочности, в нём есть только чёрное и белое. У музыканта бледное лицо и чёрный бант на шее. Зато мир духовный раскрашен. Он смотрит на нас голубыми, словно небесная высь, глазами ангелка. Стихотворение живёт и дышит, оно наполнено действием. Музыкант играет, лирический герой слушает, сидя на скамейке, голуби слоняются, ангелок парит и улыбается. Мы словно видим кадры киноленты. Восьмистишие написано шестистопным хореем с мужскими рифмами. Оно очень динамично, экспрессивно. Особую выразительность ему придаёт антитеза: чем печальнее и страшнее музыка, тем нежнее улыбается крылатый ангелок. Интересен в стихотворении и такой вид звукописи, как ассонанс. Преобладающий гласный звук «е» наполняет строки протяжённостью, напевностью, мелодичностью, словно бы воспроизводя для читателя музыку, которую играет музыкант. Магия этого небольшого стихотворения заключается в том, что любой, читая его, может вместе с лирическим героем и трепетным ангелком услышать волшебную мелодию уличного музыканта. Воистину, Борис Рыжий был одним из самых больших поэтов последних лет ушедшего тысячелетия. И сам ушёл вслед за тысячелетием… Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Владимировна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|