|
Вы здесь: Критика24.ру › Анализ стихотворения, стиха
Notre Dame Мандельштам (Анализ стихотворения, стиха)Стихотворение Мандельштама "Notre Dame" написал юный Мандельштам в 1912 году и включил в свой первый поэтический сборник «Камень» (1916). Стихотворение, как это часто встречается у акмеистов (от акме - камень), посвящено прекрасному архитектурному сооружению - величественному храму в центре Парижа. Акмеисты нередко проводили параллель между поэзией и архитектурой. Более того, в 1913 году стихотворение стало приложением к манифесту акмеизма как его идеальный образец. Дело в том, что главный постулат акмеизма: поэзия ищет предмет изображения в обыденных, простых предметах и использует для этого точные слова. Поэт прибегает к архитектурным терминам, чтобы описать внешний и внутренний облик собора ("базилика", "крестовый ... свод", "подпружных арок"). Крестовый свод, на который герой смотрит снизу, сравнивается с "играющим мышцами" Адамом. А подпружные арки, на которые герой смотрит снаружи, в представлении поэта, как будто удерживают дерзкого Адама. Мандельштам выражает свое восхищение непостижимым сооружением несколькими метафорами, несколькими назывными предложениями: "Стихийный лабиринт, непостижимый лес, / Души готической рассудочная пропасть и т. д.". О том, как удивителен собор, говорят контекстные антонимы "мощь" и "робость", "тростинка" и "дуб". Легкое и тяжелое, воздушное и приземленное, с "чудовищными ребрами", сооружение поражает поэта. Он хочет создать столь же прекрасное в своем виде искусства: "Тем чаще думал я: из тяжести недоброй / И я когда-нибудь прекрасное создам". В стихотворении есть эпитеты (дерзкий свод, непостижимый лес, чудовищные рёбра, недобрая тяжесть), но главный троп -- олицетворение. Стихотворение подобно величественной базилике, а она в свою очередь воспринимается как живой организм. Стихотворение состоит из четырех строф, причем каждая вторая начинается с противительного союза НО. Каждое четверостишие – это новый взгляд на предмет. Таким образом, целое в нашем представлении складывается из гармоничных частей. Примечательно также, что в последнем катрене последние слова первой и последней строки рифмуются с фамилией поэта. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|