|
Противостояние «двух миров» в поэме «Двенадцать» (Блок Александр)В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, итогом которой стал приход к власти большевиков во главе с В. И.Лениным. Это событие потрясло всю страну. Кто-то принял революцию, кто-то отказался принимать новую власть, но равнодушным к этому событию не остался никто. События октября 1917 года нашли отклик во многих литературный произведениях, в том числе и в творчества А. А. Блока. В январе 1918 года поэт создал поэму «Двенадцать». Закончив работу над ней, Блок написал: «Сегодня - я гений!». Действительно, поэма стала одним из самых значительных произведений как в творчестве самого автора, так и в целом всей русской литературы 20 века.
Как мы знаем, Александр Александрович Блок принадлежал к таком литературному течению, как символизм. А для символистов характерна идея двоемирия, параллельного существования двух миров.
Основной конфликт произведения - это столкновение двух миров - старого и нового. Прошлый мир буржуазии и монархии противопоставлен новому, революционному настоящему.
С представителями старого мира автор знакомит нас с первых строчек произведения. Старушка, которая ругает большевиков и не понимает, на что им такой большой плакат, на котором написан один из лозунгов «вся власть учредительному собранию, товарищ поп, отчего-то «невесёлый», примечательно, что в этом сочетании слились два времени, «товарищ» - новое, настоящее время, а поп прошлое. Этим образом автор показывает полную несовместимость старого и нового, жесточайшую уродливость в случайных сочетаниях. Во второй главе поэмы появляются ещё два образа -Ваньки и Катьки, они тоже являются представителями старого мира. Мы узнаем, что под влиянием буржуазного общества героиня стала падшей женщиной, изменила красноармейцу Петрухе с Ванькой. Эта любовная линия имеет трагичный конец, Петруха застрелил Катьку, хотя изначально целился в солдата. Эта смерть не вызывает сочувствия у читателя, она не воспринимается как преступление, а наоборот, как поступок, направленный на укрепление нового мира. О Катьке автор пишет «падаль», а о Петрухе «бедный убийца». Усомнившийся в правильности своего поступка герой, под влиянием остальных красногравардейцев убеждается в правильности и верности намеченного пути. Они являются двенадцатью апостолами, но не Христа, а революции. Они должны защищать её, наказывать тех, кто не принимает новую власть, но, к сожалению, их путь лежит только через насилие и жестокость. Нравственный ценности, понятия потеряли свою цену и значимость. Двенадцать хором восклицают: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!” Казалось бы, патруль должен наоборот следить за порядком и предотвращать грабежи, разбой, мародёрство. Но красногвардейцы сами стали теми, от кого надо охранять мирное население. Они начали разгул, считая, что им все дозволено. Вместо того, чтобы мирным путём строить новый мир, они начали безжалостно и кроваво разрушать старый.
В конце произведения появляется образ безродного, побитого пса, который олицетворяет весь буржуазный мир. Этим образом автор показывает нам, что величие дореволюционной России почти угасло.
Крушение старого мира неизбежно, он канул в вечность, возвратится к нему уже не получится. Остались лишь несколько его представителей, но они не представляют единое целое, и в скором времени исчезнут. А. Блок относится к «старой половине» с такой же недоброй насмешкой, как и красногвардейцы.
Я думаю, создавая данное произведение, автор стремился максимально подробно и чётко передать и описать то, что представляют два мира. Люди в то время находились перед выбором: остаться каплей в океане буржуазии и впоследствии исчезнуть или же стать искрой в горящем, кровавом, безжалостном огне революции.
Обновлено: Опубликовал(а): Анжела Яньшина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|