Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рецензия к повести Пропавшая грамота (Гоголь Н. В.)

«Пропавшая грамота» впервые напечатана в 1831 году в первой книжке первого издания «Вечеров».

Начало работы над повестью относится к 1829 году. По сравнению с сохранившимся черновым автографом, печатный текст повести значительно сокращен — убраны излишние подробности в описаниях и характеристиках персонажей. Так, например, в печатный текст не вошла история путешествия деда на хромом черте из пекла, имевшаяся в черновой редакции. В характеристике деда исключено упоминание о том, что он «один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак».

В своей повести Гоголь не следует какому-нибудь определенному народному источнику, а, сплавляя различные фольклорные мотивы, создает яркие художественные образы и картины из жизни украинского народа.

Рассказ о путешествии деда к чертям за украденной шапкой напоминает одну из широко распространенных па Украине легенд о кумовой кровати или о разбойнике Мадее (см Н.

П. Андреев, Указатель сказочных сюжетов..., Л. 102 В легенде рассказывается о том, как некий человек, чьи душа запродана черту, отправляется в ад и с помощью разбойнике выручает запись. Но по шутливому характеру, бытовому колориту (дед отправляется в пекло не за душой, а за шапкой), по манере изложения повесть Гоголя ближе всего народным рассказам о пребывании у чертей музыкантов, сапожников, портных. «Пропавшая грамота» близка по своему сюжету, характеру повествования к народным рассказам, вроде «Музы кант и черти» (записан Драгомановым в 60-е годы. — М. Драгоманов, Малоросские народные предания и рассказы, Киев, 1876). Как и в повести Гоголя, рассказ в записи Драгоманова ведется от лица добродушного и невозмутимого рассказчика, повествующего о своих похождениях. Сцена посещения музы кантом незнакомого дома, оказавшегося прибежищем нечистой силы, напоминает сцену пребывания деда в пекле. Эпизод игры деда в карты развивает широко распространенный и и русских сказках мотив игры солдата в карты с чертями (СМ, А. Афанасьев, Народные русские сказки, т. I, М. — Л. 1936, № 153, 154).

Источники:

  • Н. В. Гоголь Собрание сочинений в семи томах. Том первый. Под редакцией С. И. Машинского, Н. Л. Степанова, М. Б. Храпченко. Издательство : Художественная литература. Москва. 1966 год.

  • Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .