|
В чем роль антитезы в романе «Война и мир»? (Толстой Лев Н.)«Война и мир» - это роман-эпопея, который вырос из замысла повести «Декабристы», создававшийся Львом Николаевичем Толстым в 1860-е годы на протяжении семи лет. В своей главной книге автор попытался ответить на вопросы времени и отразить тревоги переходной эпохи Великих реформ. Толстой-историк, которому эпоха 1812 года была близка и понятна, что объяснялось участием его отца в войне, стремился передать события таковыми, какими они были. Однако писатель не остановил свой взгляд лишь на войне: помимо боевых действий представленное произведение знакомит с хроникой быта, семьи, народной мысли. Исторический четырехтомный роман наполнен искусно использованными средствами художественной выразительности. С одним из них читатель сталкивается, не успев открыть книгу. Война и мир, добро и зло, день и ночь – все это примеры проявления противопоставления, антитезы. На протяжении всего произведения она является одним из основных идей¬но-композиционных приемов, функции которого разнообразны: этот троп используется в основе создания композиции, системы персонажей, именно с его помощью становится возможным познание героев, внутреннего мира действующих лиц. Самым первым сопоставлением отражается едва ли не ключевая мысль произведения. Сцены жестокой войны противопоставлены мирному семейному быту, смерть противопоставлена жизни, внутренняя борьба – гармонии. Именно этот пример является основным проявлением антитезы в этом романе. Все пространство делится на две части: мертвый мир и мир живой. Одним из ярчайших противопоставлений является пара Наполеон-Кутузов. Первый – активный, самовлюбленный, но в то же время пустой, мертвый внутри, второй – неспешный, неловкий, пожилой, однако сильный духом: так можно начать заполнять эти два поставленных друг другу мира. «Живое» пространство характеризуется истинным, а не «показным», героизмом, как, например, поведение Долохова в Шенграбенском сражении, на фоне которого поступок князя Андрея при Аустерлице кажется еще более «живым», потому что смелые действия первого ложны, ведь продиктованы потребительской мотивацией, в то время как Болконский лишь подчиняется чувству долга. Для мира живого моральные ценности – это не пустой звук. Так, например, семья Ростовых является ярчайшим образом этого пространства. Их дом всегда рад гостям, каждого встретят с величайшим радушием, в воздухе царит взаимопонимание, а дети же являются нечто дорогим и важным, в отличие от семьи Курагиных, где с первых страниц романа Василий желает избавиться скорее от «дураков-сыновей». Мир «мертвых» персонажей представлен, в первую очередь, теми, кто руководствуется материальными ценностями или «ценностями высшего чина», пытаясь выслужиться, как это делал Долохов. Героем, который лишь для достижения цели улучшить свое финансовое состояние унизил понятия семьи, любви и брака, является Элен Курагина. Обольстив богатого наследника, интриганка при разрыве отношений отобрала половину состояния, доставшегося Пьеру Безухову от графа. Таким образом, роль антитезы в романе трудно переоценить: на ее основе отражается несовершенность «мира мертвого» и необходимость стремления к «миру живому», четко разграничиваются понятия о добре и зле, именно с ее помощью проявляется авторская позиция. Обновлено: Опубликовал(а): bukadmi Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|