|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Биография Пушкина. Лицей (Пушкин А. С.)
В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне г. Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приёмные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведённого под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. С 23 октября начались занятия. Лицей был своеобразным учебным заведением. В его организации большое участие принимал видный государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский. По его замыслу, лицей должен был подготовлять образованных и передовых людей. Поэтому по проекту лицея, составленному Сперанским, в программу были включены предметы не только среднего, но и высшего учебного заведения, в частности политические науки. Во главе лицея был поставлен близкий Сперанскому человек В. Ф. Малиновский. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Среди них необходимо отметить профессора политических наук А. П. Куницына, особенно любимого Пушкиным. Противник крепостного права, Куницын своей критикой деспотизма и рабства, защитой прав личности и свободы воспитывал многих лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия. Французский язык и литературу преподавал Будри, брат знаменитого якобинца Марата, много рассказывавший лицеистам о французской революции. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также запрещённая политическая литература, имевшая большое распространение среди лицеистов, превращали лицей времён Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой». Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьёй. Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своём послании к бывшим лицеистам, Пушкин так характеризовал лицейское «святое братство»: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он -под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Лицеисты живо интересовались и политическими событиями, и литературной жизнью. Отечественная война 1812 года, поход русской армии за границу, взятие Парижа — все эти события волновали лицеистов, вызывали оживлённые обсуждения, заставляли следить за отечественными и иностранными журналами. Товарищ Пушкина по лицею И. И. Пущин в своих воспоминаниях рассказывает: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве». В Пушкине под влиянием этих событий ещё более окрепла любовь к родине и народу. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814) юный поэт с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. С болью в сердце он говорит о пожаре Москвы, о её развалинах, но утешается тем, что занятие Москвы французами было началом их гибели: Утешься, мать градов России. Воззри на гибель пришлеца... Взгляни: они бегут. .. Пушкин видит источник победы России над Наполеоном в героизме русского народа-патриота, в отпоре широких народных масс врагу. Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены. В лицейские годы Пушкин много читал. Лицеисты выписывали целый ряд журналов и книг, горячо обсуждали вопросы литературы. Среди воспитанников лицея были юноши с поэтическим талантом: Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер. Уже с конца 1811 года в лицее стали издаваться рукописные газеты, журналы, сборники. Пушкин принимает в них деятельное участие. В лицейские годы Пушкин пишет много и в разных жанрах: оды, элегии, послания, поэмы, комедию, роман. До нас дошло около ста двадцати стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не всё, что написано им в эту пору. Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией. «Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале на прогулках, — рассказывает его товарищ по лицею С. Комовский, — но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили в голову разные пиитические (поэтические) вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, кои занимали его. . .» В стихотворном послании к одному из учителей («Моему Аристарху», 1815) сам Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи: Сижу ли с добрыми друзьями, Лежу ль В постели пуховой, Брожу ль над тихими водами В дубраве тёмной и глухой. Задумаюсь—взмахну руками, На рифмах вдруг заговорю... Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растёт, как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. Он быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и у поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и трезвость мысли, критическое отношение к своим учителям предохраняют Пушкина от ученического подражания. «Бреду своим путём; будь всякий при своём», — заявляет он в послании Батюшкову (1815), предложившему ему петь «войны кровавый пир». Своё, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах Пушкина, в его, по выражению Белинского, «художнической способности. . . свободно переноситься во все сферы жизни», в «простом и верном взгляде на действительность». Уже в этих стихах проявляются особенности языка Пушкина: ясность, точность, меткость, выразительность и смелая новизна словесных образов. Слава Пушкина-поэта растёт не только среди лицеистов. С 1814 года стихи Пушкина начинают печататься в журнале «Вестник Европы», а с 1815 года — ещё в двух журналах. В январе 1815 года на экзамене Пушкин прочитал в присутствии Державина свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Державин был взволнован силой поэтического дарования Пушкина. Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте-лицеисте своего достойного преемника. Но не один Державин отметил поэтический талант Пушкина. Ему изумлялся Батюшков; скупой на похвалы Карамзин, навестив Пушкина в лицее, сказал ему: «Пари, как орёл, но не останавливайся в полёте». В своём письме к П. А. Вяземскому (1815) Жуковский сообщает о том, что он посетил в лицее «молодого чудотворца — Пушкина». Дальше он пишет: «Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». В лицее Пушкин установил товарищеские связи со многими лицеистами, а с Дельвигом, Пущиным и Кюхельбекером его связывала искренняя, глубокая дружба. Пушкин был человек живой, общительный, а потому, когда воспитанникам старших курсов разрешили посещать дома знакомых, живущих в Царском Селе, он широко воспользовался этим разрешением. Летом 1816 года жил в Царском Селе Карамзин, знавший и высоко ценивший Пушкина. Поэт посещал дом Карамзина, слушал чтение отрывков из «Истории Государства Российского», беседы Карамзина с посетителями. У Карамзина Пушкин познакомился с П. Я- Чаадаевым, офицером гвардейского гусарского полка, а через Чаадаева — со многими молодыми офицерами этого полка, в числе которых были члены организаций, предшествовавших декабристским Северному и Южному обществам. Чаадаев, свободолюбивый и широкообразованный человек, стал другом Пушкина и оказал на него большое и благотворное влияние. В послании «Чаадаеву» (1821) Пушкин говорит об этом: Твой жар воспламенял к высокому любовь. «Высокое» на языке Пушкина и декабристов значило — политические, общественные, научные, литературные интересы. Беседы с Чаадаевым укрепили и расширили свободолюбивые взгляды и настроения Пушкина. Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготовлен к высокому назначению поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием «отчизне посвятить души прекрасные порывы». 9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт покинул стены школы, вступил в жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|