|
«Медный всадник» А.С. Пушкин (ЕГЭ по литературе)8. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изображает Петра I как дальновидного государственного деятеля. Правитель не просто гордится завоеванными землями, но и предвидит их великое будущее: получение военного преимущества («Отсель грозить мы будем шведу»), другого международного статуса («В Европу прорубить окно») и расширение торговых отношений («Все флаги в гости будут к нам»). На фоне этой грандиозной мечты люди перестают быть значимыми, для Петра берега Невы пустынны, хотя «чернели избы здесь и там». В первой части монарх уже изображен как «кумир на бронзовом коне», символ власти, сумевший покорить себе не только людей, но и заточить в гранит природную стихию. Во второй части Медный всадник назван «мощным властелином судьбы». Евгений упрекает Петра I в том, что он при постройке Санкт-Петербурга беспокоился о величии и богатстве города, а не о простых людях. Евгений – маленький человек, мечты которого были разрушены наводнением, его протест глуп и не до конца понятен даже ему самому. Но Медный всадник, образ самодержавной власти, не готов смириться даже с малейшим противоречием, поэтому он сходит с постамента, дабы показать наглецу его место. Бунт сумасшедшего одиночки ничего не дал, и Евгений умер вдали от людей, на пороге дома, в котором мечтал обрести счастье с любимой. Отношение А.С. Пушкина к личности Петра I было достаточно противоречивым: он восхищался его реформами и проектами, но критиковал за пренебрежительное отношение к простым людям.
9. В поэме А.С. Пушкина «Полтава» мы также можем видеть образ Петра I, который противоречив, как и в «Медном всаднике». Правитель вспыльчив и не терпит вольностей в словах и действиях своих подчиненных, за что и заслужил ненависть Мазепы. Но вместе с тем он мудрый полководец, щедрый после победы как к друзьям, так и к врагам («В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих…»). Образ Петербурга также имеет две стороны: иллюзорную и истинную. Подобное описание можно увидеть в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Город делится на бедных и богатых, роскошь и нищету, черные лестницы и парадные подъезды. История Родиона Раскольникова акцентирует наше внимание на мрачной и безысходной стороне жизни города, которая толкает на ужасные поступки и постепенно убивает. Санкт-Петербург в «Медном всаднике» - величественное творение Петра, за фасадом которого скрывается убогая жизнь маленьких людей. Обновлено: Опубликовал(а): sofya.nktsh Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|