|
Биография Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии по литературеОфициальные представители нобелевских учреждений постоянно подчеркивают, что весь ход текущих или состоявшихся обсуждений очередных кандидатур на награду обязательно сохраняется в тайне. Тем не менее журналисты что-то все-таки узнают, что-то домысливают и упорно проводят свои, параллельные обсуждения. По их источникам имя мексиканского поэта, философа и эссеиста Октавио Паса впервые прозвучало в Нобелевском комитете Шведской академии еще полтора десятилетия назад, а при голосованиях 1987 года его кандидатура оказалась на втором месте, вслед за Иосифом Бродским. Насколько это соответствует действительности, сказать трудно, но на правду похоже. Октавио Пас, названный лауреатом Нобелевской премии на 77-м году жизни, давно уже признан одним из ведущих мастеров слова не только в Латинской Америке, но и во всем мире. Еще в 1981 году он получил премию Сервантеса — самую престижную литературную награду в испаноязычном мире. Не обошли его и многие другие национальные и международные премии, а также почетные степени. В нашей стране творчество Октавио Паса известно сравнительно мало. Оно хотя и не замалчивалось совсем, но не получало достойного отклика, особенно в части прозы. Причиной тому, как это ни парадоксально звучит, интерес, проявляемый мексиканским писателем к русской словесной культуре. Известны его работы о Достоевском, Пacтepнаке и др. Они весьма интересны, отличаются глубиной и оригинальностью авторского мышления, однако плохо согласовывались с прокрустовыми установлениями советских законников от литературы. Теперь, по-видимому, можно надеяться на лучшее. Исследователи творчества Октавио Паса отмечают высокий интеллектуализм, воспринятый от европейской культуры, внимание к индейским истокам национального мировосприятия и творческое освоение опыта современной латиноамериканской литературы. Истоки этих особенностей усматриваются в его биографии. Октавио Пас родился в столичном городе Мехико в семье адвоката. На родине он кончил католическую школу. Получал образование в университетах США и Испании. В Испании, переживавшей в те годы катастрофические изломы в своей истории, он познакомился не только с политическими платформами, но и с крупнейшими взлетами испаноязычной поэзии. Там его застало начало гражданской войны 1936— 1939 годов. Молодой мексиканец принял участие в боях на стороне республиканцев. Тогда же появилась одна из первых поэтических публикаций Октавио Паса, заглавие которой повторяло центральный лозунг республиканцев — «Но пасаран» («Они не пройдут»). Вскоре за этим вышли сборники поэзии «Человеческий корень» и «Под твоей ясной тенью». На первом этапе творчество Октавио Паса тяготело к сюрреализму, хотя уже тогда обращали на себя внимание самостоятельность его взгляда на мир и самобытность художественного почерка. В 1938 году, вернувшись в Мехико, Октавио Пас основал поэтическую группу «Тальер» («Мастерская»), выпускавшую одноименный журнал и просуществовавшую около трех лег. В группу входили молодые столичные поэты. Считалось, что ее название свидетельствует о стремлении создать в этом литературном сообществе по-настоящему демократическую атмосферу. В манифесте группы, составленном О. Пасом, утверждалось, что крест и проклятие современного поэта в рефлексии, в пассивной позиции по отношению и к самому себе и к окружающему миру. Автор исходил из того, что искусство должно задаваться целью «изменить человека», ставя его перед необходимостью выбора, понуждая к действию. Ему представлялось, что, изменяя человека, можно изменить мир. Важную роль в литературной судьбе поэта сыграла его служба на дипломатическом поприще. Она началась в 1945 году и продолжалась два с половиной десятилетия. О. Пас побывал на высоких представительских постах в Швейцарии, Франции, Японии, с 1962 по 1968 годы занимал должность посла Мексики в Индии. Близкое знакомство с культурой Запада и Востока расширило его кругозор, придало творчеству большую глубину и всеохватность. Правда, одно время его общественные взгляды существенно социологизировались. В частности, он тогда писал: «Для того чтобы изменить человека, нужно сначала изменить общество. И мир. Буржуазное общество должно быть разрушено, только тогда человек вообще и человек-поэт станет хозяином своей судьбы». Но жизнь сложнее любых схем, и в центре творчества О. Пaca всегда оставался человек, личность. Среди поэтических сборников, кроме названных, считаются наиболее характерными и существенными «Между камнем и цветком» (1941 год), «На краю мира» (1942 год), «Свобода под честное слово» (1949), «Семена для гимна» (1954), «Камень Солнца» (1957), «Вода и ветер» (1959), «Два и один — три» (1961), «Саламандра» (1961), «День Удайпура» (1963), «Весь ветер» (1966). Критики усматривают основные особенности его поэзии в интеллектуальном складе мышления, склонности к медитации, повышенной метафоричности, а также в чувственности. Известен Октавио Пас и как переводчик. Им выполнены переводы на испанский средневекового английского поэта, родоначальника так называемой метафизической школы Джона Донна, одного из основателей символизма француза Стефана Малларме и другого француза Гийома Аполлинера, а также американского футуриста Эдварда Каммингса и др. В книгу, где собраны эти переводы, он включил также свои соображения об искусстве перевода и рассказ о собственной работе. Как исследователь литературы О. Пac известен рядом книг и очерков — о жизни и творчестве никарагуанца Рубена Дарио, мексиканцев Рамона Лопеса Веларде и Хавьера Вильяуррутия, испанца Луиса Сериуды, португальца Фернандо Пессоа и др. Им написаны также книга, посвященная анализу философских, социологических и эстетических концепций современного французского этнолога и социолога Клода Леви-Строса, книга о трактовках проблемы тела и души, материального и духовного в различные исторические и религиозные эпохи, несколько книг о проблемах искусства и литературы, в том числе одна в форме диалога между автором и вымышленным собеседником. О. Пас — составитель нескольких антологий мексиканской поэзии. Важное значение придают его преподавательской деятельности в университетах США и Европы. Но если задаться вопросом, что же принесло наибольшую известность Октавио Пасу на родине, то, наряду с поэзией, придется назвать его труды по истории Мексики — ряд книг и отдельных эссе. Пытаясь дать философскую интерпретацию мексиканской действительности, Октавио Пас предложил собственную концепцию исторического развития Мексики. Упрощая, можно сказать, что центральное место в этой концепции отводится насилию конкистадоров над индейцами. Это насилие, считает ученый, до настоящего времени определяет общественное и духовное состояние нации, и задачи мексиканцев состоят в том, чтобы изжить в себе это наследие и обрести свою подлинную сущность, обращенную не в прошлое, а в будущее. Думается, что этот взгляд был бы интересен и нашему обществу, вся сегодняшняя жизнь которого намертво, кровью спаяна с мировым злом, совершенным нами в прошедшие десятилетия XX века. Узнав о награде, Октавио Пас сказал: «Сообщение о премии пришло совершенно неожиданно. Но это делает ее еще более приятной. Значение премии не в том, что она вносит имя в историю, а в том, что поможет познакомить с моим творчеством более широкие круги читателей. Каждый писатель нуждается в читателях». Обновлено: Опубликовал(а): katerina510 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|