Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д.С. (*Общие критические статьи)

В 1892 году Мережковский опубликовал сборник «Символы». «Все начали читать «Символы», — такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В.Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в «Символах» стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении.

Мережковский в работе «О причинах упадка...» писал о «неразрешимом диссонансе», «трагическом противоречии» современного сознания. Преодоление этого диссонанса — одна из основных тем вошедших в сборник поэм «Смерть» (1890—1891), «Вера» и «драматической сказки» «Возвращение к природе» (1887).

Путь героев поэм (от позитивистских упований на рациональность, науку и прогресс или выросшего в атмосфере шопенгауэрианства пессимизма) к вере, единственно способной придать смысл истории и индивидуальному человеческому существованию, соответствовал становившимся влиятельными культурным моделям и должен был репрезентировать путь самого автора. Открывавшее сборник стихотворение «Бог» было проникнуто стремлением утвердить религиозное постижение мира.

Удалявшиеся от религиозного пафоса мотивы «Символов» были не менее показательны для нового облика поэтического мира Мережковского, хотя и были лишены пока той форсированности и напора, которыми сходные мотивы будут отмечены у него несколькими

годами позже. В стихотворении «Гимн красоте» (1889), название которого, возможно, соотносилось с одноименным бодлеровским, Мережковский еще не выделял внеморальность прекрасного.

Напоминавшее о классической нормативности эстетики так называемого «чистого искусства» (поскольку стихотворение представляло собой славословие Киприде), оно ассоциировалось прежде всего с победой над страданиями и хаосом, смертью.

Наконец, в «Символах», прежде всего в стихотворении «Пантеон», темой впервые стала выводящая к основной проблематике писателя 1890 — 1900-х годов оппозиция двух культурно-религиозных универсалий и типов мироотношения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.