|
Проблема воспитания в русской литературе (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Проблема воспитания - это вечная проблема. Именно поэтому в русской литературе существует огромное количество произведений, посвященных этой теме. Писатели показывали примеры воспитания детей и результат такого воспитания, положительный или отрицательный. На примере трех произведений я раскрою данную тему: Д.И. Фонвизин "Недоросль", И.А. Гончаров "Обломов", А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Начнем с первого произведения, написанного в духе классицизма. Главные герои, важные нам: Госпожа Простакова и Митрофанушка, собственно, недоросль. Именно через их образы раскрыта проблема воспитания. Первое, на что стоит обратить внимание - это говорящие фамилии героев. Ну какое, скажите мне, воспитание может дать человек с фамилией Простакова. От слова простой, незамысловатый. Действительно, это так и есть. Ей присущи такие качества характера как грубость, глупость, скупость, самодурство. Вспомним диалоги Простаковой и ее мужа. Это ведь абсолютное неуважение и невежество! Такие слова из уст женщины - это абсурд! Но самое главное, что это все происходит на глазах Митрофанушки, который впитывает в себя все это. Учить своего сына Простакова не желала, считала это лишним. А нанятые учителя были наняты по принципу дешевле - лучше. Да и не учителя это были вовсе! Так, прохожие с улицы. И о каком воспитании и образовании может идти речь? Это пример дурного воспитания, результатом которого стал Митрофанушка. "Да отвяжись, матушка, как навязалась...", - говорит Митрофан своей матери в финале пьесы. Как гениально автор в одной реплике показал результат многолетнего злонравного воспитания! "Вот злонравия достойные плоды!" В романе И.А. Гончарова "Обломов" автор показал очень интересный тип воспитания, который нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Вспомним сон Обломова и его прекрасное детство, показанное в этом сне. Что мы видим? Абсолютную любовь к Илье Ильичу. Он проводит свои беззаботные дни в полном спокойствии. До него не доходят проблемы и тяготы внешнего мира. Обломов полностью защищен от окружающей агрессии. Прекрасный пример воспитания ребенка! Так в чем же проблема? Перед тем, как дать ответ на этот вопрос, проанализируем последствия этого воспитания. Илья Ильич лежит в постели, не умеет нести ответственность за свои поступки, не умеет принимать волевые решения, какие-либо перемены его повергают в ступор, каждое его действие должно сопровождаться слугой. Как вам итог такого "прекрасного" воспитания? Результатом стало полное разрушение личности, деградация в собственном халате. И.А. Гончаров показал пример злонравного воспитания, скрытого под маской добродетели. Завершив свое сочинение на этой ноте, я бы оставил впечатление, что в русской литературе проблема воспитания поднималась только в сугубо отрицательном контексте. Конечно, это не так. Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" тому подтверждение. "Береги честь смолоду" - предисловие к первой главе романа. И оно очень точно отражает личность главного героя Петра Гринева - он усвоил этот урок на всю жизнь. Его отец - достойнейший человек, давший ему абсолютно строгое и правильное с моральной точки зрения воспитание. Даже когда Петруша вырос, воспитание отцом не заканчивалось. "Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать?", - сказал его отец и был прав! Ибо Петербург ничему хорошему Петра не научил бы! И отец это понимал и отправил его служить в крепость, не обращая внимания на капризы сына. Уже по дороге в крепость проявляются положительные черты Петра: честность, благородство, самостоятельность. Несмотря на возражения Савельича, он отдает карточный долг, ибо считает это своим долгом. Мужику, который вывел их из бурана, в знак благодарности Петр дарит заячий тулуп, считая это обязанностью. Опять же несмотря на возражения Савельича, что говорит о его решительности и самостоятельности. Вот он, результат благородного воспитания в образе Петра Гринева. И те черты, которые он проявил в дальнейшем сюжете романа: смелость, честность, самоотверженность, тому подтверждение! Таким образом, мы понимаем, что проблема воспитания в русской литературе была затронута многими писателями: А.С. Пушкиным, Д.И. Фонвизиным, И.А. Гончаровым. В их величайших произведениях были показаны примеры как злонравного воспитания, так и благородного. И через образы молодого поколения авторы отразили результат такого воспитания! Обновлено: Опубликовал(а): Vanya831 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|