|
Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери (У. Черчилль) (ЕГЭ обществознание)Данным высказыванием У. Черчилль хотел сказать, что одно из главных отличий человека от животных – это сознание, наличие духовности и нравственности, которые порождают определенные мотивы, идеи. Человек – это биопсихосоциальное существо, наделенное сознанием и речью. Из этого определения мы понимаем, что в человеке сочетаются как биологические, так и социальные начала. Во-первых, у человека так же, как и у животных, есть определенные биологические потребности, однако, в отличие от зверей, у людей существует и духовная жизнь. Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Во-вторых, в отличие от животных, люди способны на деятельность. Любая деятельность вызвана различными мотивами, зависящими от направленности личности. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Поэтому, чем выше уровень духовности человека, тем более благородные цели он преследует. Так, одни люди стремятся к приобретательству и получению удовольствия, удовлетворению базовых потребностей, что свойственно и животным тоже, ведь звери руководствуются лишь инстинктами, другие люди же, наоборот, стремятся к высоким мечтам, желают совершенствовать мир вокруг и самих себя, что и является одним из главных отличий человека других живых существ. С высказыванием У. Черчилля трудно не согласиться. В школе на уроках литературы, изучая произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль», мы обращали отдельное внимание на нравственность и духовные ценности героев. Например, Тарас Скотинин больше всего на свете любил свиней, он мечтал разбогатеть и завести их как можно больше. Автор иронически изображает то, как низки и бездуховны могут быть мотивы человека, даже фамилия его ассоциируется со зверем, что говорит о том, что герой практически не отличается от животного. Совсем другие мотивы мы видим у Стародума: герой всю жизнь стремился совершенствовать себя, боролся за справедливость, за честь. Мы понимаем, что этот персонаж нравственно выше Скотинина: если Тарас вызывает лишь отвращение, то в Стародуме воплощены идеалы благородной личности, человеческого достоинства. На уроках истории мы также говорили о духовности, о высоких мечтах личности, когда изучали эпоху правления Петра I. За время правления этот император провел множество реформ, которые коренным образом изменили жизнь и устройство общества. Мы понимаем, что им двигали именно великие мотивы, стремление облегчить быт народа, сделать образование более доступным, создать мощную армию и флот для защиты границ государства: всю свою жизнь Петр I посветил служению людям. Таких мотивов и целей никогда не может быть у животных: они свойственны лишь личности с высокой нравственностью, для которой в первую очередь важно благополучие других, а не инстинктивное получение удовольствия. Таким образом, приведенные аргументы доказывают правоту У. Черчилля: важно руководствоваться не одними лишь инстинктами, ведь тогда человек практически не будет отличатся от зверей. У личности должны быть высокие мотивы и стремления – это и делает человека человеком. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Бескровная Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|