|
Смысл первых ремарок в пьесе Горького «На дне» (Горький Максим)Первые ремарки, предшествующие каждому действию, служат для описания не только пространства, но и настроя, состояния героев, их отношения к жизни и друг другу.
Комната, в которой живут герои, описывается как подвал, больше похожий на пещеру, с тяжелым каменным потолком, обвалившейся штукатуркой. Жители ночлежки большую часть времени проводят под землей, ниже ее уровня, и этим автор показывает нам всю ущербность их положения, их социальный статус. В этой комнате проходит первое, второе и четвертое действия.
Первое действие отличается от других тем, что все герои находятся рядом, но при этом совершенно не связаны друг с другом: Клещ сидит один перед наковальней, Квашня хозяйничает, Барон жует хлеб, Настя читает, Анна лежит на постели под пологом. Их взаимодействие больше похоже на «разговор глухих», ведь каждый думает о своем, задает вопросы в никуда, совершенно не слышит мнение других людей. В данном действии комната описывается как очень грязное, совершенно не похожее на жилище помещение с помощью таких эпитетов как «закопченные своды», «грязный полог», «некрашеное и грязное». Все пространство заполнено различным хламом, но герои будто не обращают на него никакого внимания, что доказывает наличие бардака в головах ночлежников. Хаос царит не только визуально, но и аудионально: Клещ гремит ключами, Барон провоцирует Настю, Квашня спорит, Анна кашляет, Сатин рычит, Актер возится на печи. Разобщенности ночлежников свидетельствует и то, что вся комната поделена на какие-то углы, где каждый приспособился к жизни по-своему и проводит большую часть времени в одиночку.
С появлением Луки обстановка значительно меняется, становится более дружелюбной. Герои больше не сидят по одному, они разбились на группы: Сатин, Барон,Кривой Зоб и Татарин играют в карты, Бубнов и Медведев в шашки, Лука сидит у постели Анны и утешает ее. Очень важным изменением является и то, что в комнате зажглись две лампы, что символизирует появление надежды на улучшение их жизней, на то, что они смогут подняться со «дна». В это время в комнате раздается пение тюремной песни, отражающей их положение и отношение к этим условиям.
Обстановка в третьем действии совершенно отличается от обстановки в других. Герои сидят на улице, в месте, именуемом «Пустырем». И хотя они сидят во двое, кирпичный брандмауэр закрывает им небо, что опять же указывает на бедственность их положения. Это место больше похоже на свалку, чем на дворовое место. Бубнов, в отличие от всех остальных героев, находится в ночлежке. Именно он не поверил Луке с самого начала и не начал движение к счастливой, свободной жизни. Все сидят одной компанией и слушают рассказ Насти. Примечательно то, что снег уже растаял, но почки на ветках еще не появились — ночлежники уже начали свой путь со «дна», но еще неизвестно, все ли из них закончат его, все ли почки прорастут.
Описание сцены четвертого действия начинается с того, что теперь в комнате нет переборок, она стала большой, общей. Все герои собрались за одним столом, разговаривают на одну тему, их теперь освещает одна лампа, показывающая, что светлого будущего они смогут добиться только вместе. На дворе воет ветер, символизирующий скорые перемены в их жизни. Клещ, в отличие от первого действия, где он пробовал различные ключи к замку, теперь чинит гармонь Алешки. Приход Луки изменил и его, и теперь он не ворчит о бездействии других, а бескорыстно помогает своему сожителю. Актер полностью повторяет свои действия, что после подъема его духа в течение предыдущих двух действий является предпосылкой какой-либо трагедии.
Относительно времени суток все четыре действия идут последовательно, то есть первое действие происходит утром, второе — вечером, третье — на закате, а четвертое — ночью. Возможно, наступление ночи означает конец их страданий и мучений, а возможно и то, что они живут в кольце и утром ничего не изменится, вся их жизнь пройдет таким образом и шанса спастись не будет никогда. Обновлено: Опубликовал(а): onyalotkova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|