Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Три правды в пьесе М.Горького «На дне» (Горький Максим)

В произведении М.Горького «На дне» затрагиваются философские вопросы о правде, ее сущности и месте в жизни человека. Так, главными представителями разных точек зрения становятся странник Лука, ненадолго задержавшийся среди обитателей ночлежки, Сатин, человек умный, но любящий выпить, и Бубнов, не верящий уже ни во что.

Лука появился в жизни ночлежников, кажется, в самый подходящий момент, когда всем недоставало понимания, заботы и простой человеческой любви. Он помогает Анне, когда все про нее забывают, и находится с ней даже в ее последние минуты. Умирая, женщина боялась того, что будет после смерти. Конечно, этого никто не мог знать, но добрый старик успокаивает ее и уверяет, что уж там-то она точно отдохнет. Вечный покой – то, чего больше всего желала Анна, и Лука дал ей веру в это.

Может, после этого смерть уже не казалась ей такой страшной и мучительной. Утешил старик и Настю, когда Бубнов высмеивал ее любовные истории, которые девушка выдавала за правду. Лука же не стал ни порицать ее поведение, не смеяться, как остальные, а поддержал Настю, приговаривая: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она!» Так и в случае с Актером он дал веру в то, что есть способ исцелить его от пьянства и вернуться к нормальной жизни, подняться со «дна». «Кто верит, тот всегда найдет», - это выражение очень подходит философии Луки; его правда заключается как раз в полной вере в лучшее, но, утратив ее, человек может оказаться неспособным противостоять действительности и утратить всякий смысл жизни, как это случилось с человеком из притчи о «праведной земле».

Бубнов же, закоренелый, неисправимый скептик и фаталист, откровенно смеется над возможностью самому изменить свою жизнь. Он не чувствует страха перед смертью и жалости к умирающим, для него все люди – лишние, а значит, живут для того, чтобы умереть. В итоге он тратит свою жизнь на выпивку и карты, не видя смысла в другом образе жизни. Его правда касается всех людей, а не лично его, потому полунасмешливо, полусерьезно отзывается он и о желании Пепла уйти с Наташей: «А ниточки-то гнилые».

Третью позицию занимает Сатин, в общем-то человек достаточно умный, любящий размышлять. С особым трепетом, торжественностью он говорит о величии человека над всем остальным, о его силе и власти над мирскими заботами. «Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!» - вот философия Сатина. Однако человек для него не он, не старик и не обитатели ночлежки, его соседи, а люди великие – Наполеон, Магомет. Все же остальные для него ничего не значат – мусор, и только. Человек в понимании Сатина абсолютно свободен, потому как сам отвечает «за веру, за неверие, за любовь, за ум». Для него жалость равна унижению, а человека, считает Сатин, надо уважать, а не «кормить» ложными иллюзиями.

Таким образом, в пьесе представлены разные точки зрения на правду: ложь во благо, вера в свою правду; отрицание иллюзий и прославление сверхчеловека, сильного и свободного; и, наконец, полное отвержение значимости человеческой жизни. Философия доброго Луки противопоставляется жизненным утверждениям гордого Сатина, а между ними ни во что не верящий Бубнов, для которого жизнь уже потеряна.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.