|
«Некоторые сущности существуют, не занимая никакого места» (ЕГЭ обществознание)Сущностью можно назвать абсолютно все в нашем мире. Это некое абстрактное понятие, обозначающее нечто, что существует в мире. Я думаю, что все такие сущности можно разделить на материальные и духовные. Иными словами, те что, мы можем воспринять органами наших чувств( увидеть, услышать, потрогать и так далее) и те, что "почувствовать" мы не можем. В существовании первых легко убедиться, а вот существование сущностей второго типа доказать намного сложнее. Для начала я бы хотела отметить, что согласна с мыслью Д.Юна. Действительно, не все, что существует в мире занимает в материальном пространстве какое-то место. Другими словами, необязательно обладать протяженностью, чтобы существовать. Понятие протяженности обозначает "свойство всякого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами". Ключевое слово в этом определении "материального". Да, какие-то вещи типа стола, чашки, ручки и даже человеческого тела действительно обладают протяжённостью и этим можно в какой-то степени доказать их существование. Однако как же душа, мысли, чувства? То есть все то, что протяжённостью не обладает, у этих сущностей нет материального места в котором они находятся. Можно ли сказать, что они не существуют? Я считаю, что нет. Если человек не может что-то потрогать или увидеть, это не значит что этого не существует. Эта же мысль отражена в работах Декарта. Он был сторонником дуалистической философии, признавал существовании и тела и души. Декарт делил все сущности на две категории: протяженные( материальные объекты, обладающие протяжённостью) и мыслящие(абстрактные сущности, отсутствующие в материальном мире). Такое разделение совпадает с тем, что я уже говорила выше. Декарт считал, что эти две "субстанции" связаны между собой и созданы единым создателем-Богом. Я хоть и могу принять такую точку зрения, считаю, что можно привести другой аргумент в пользу существования "непротяженных" сущностей. Например, мысли. В существовании мышления нельзя уже потому, что вы мыслите. Как не странно, но я думаю, сам факт того, что вы осознаете свои же мысли, является признаком того, что они существует. Говоря проще, нельзя сомневаться в существовании собственных мыслей. А раз мысли нематериальны, но они существуют, то получается действительно, не все сущности должны занимать какое-то место в материальном мире, чтобы существовать. Но тут возникает другая проблема. Если принять да истину нашу позицию относительного того, что существует в мире и материальные сущности и не материальные, тогда исчезает какой-то определённый признак, являющийся гарантией существования чего-либо. Тогда выходит, что нужно признать, то,что все, описанное нами выше верно для субъективного мира( то есть сущности действительно существуют обоих типов, но только субъективно для каждого). Я с этим полностью согласна. Существование объективного мира спорный вопрос, обсуждаемый многими философами. Лично я считаю, что понятие "существовать" можно относиться только к субъективной реальности, потому что в объективной мы однозначно доказать существование чего-либо не можем, так как не может достигнуть абсолютного истинного знания о мире. Другими словами, я поддерживаю идею солипсизма и релятивизма. Однако если все же вернуться к вопросу о том, какие сущности существуют, а какие нет, то по моему мнению, признаком существования чего-либо может служить собственное восприятие, образ этого предмета. То есть каждый сам для себя решает, что существует, а что нет. Если смириться с такой позицией, то исчезнет необходимость в бурных дискуссиях по поводу того, например, существует Бог или нет. Эту мысль утверждал и Дэвид Юм. Он считал, что основным источником познания является опыт. Причём, являясь сторонником идеалистического эмпиризма, Юм говорил о том, что в основе опыта лежат ощущения и восприятия, а не какие-нибудь научные законы и так далее. Подводя итоги, я бы хотела ещё раз выразить своё согласие с приведённым в начале высказыванием. Да, действительно, не все существующие сущности обладают протяжённостью, есть ещё мысли, чувства, образы, вера во что-то и так далее. Однако надо уточнить, что это истинно только для субъективной реальности, где существование всего определяется только нашим чувственным восприятием и ощущениями. Обновлено: Опубликовал(а): Narmin Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|