|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Анализ «крохотки» Солженицына «Шарик» (*Общие критические статьи)Писатель определил жанр своего произведения как «крохотка», то есть маленькое, крохотное произведение, миниатюра, зарисовка, маленькое произведение, которое можно соотнести со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева. «Крохотки» Солженицына совмещают в себе элементы эпоса и лирики, находятся на грани, на границе этих родов. Обладая минимальным сюжетом, они стремятся выразить глубокие философские мысли и чувства. Писатель раскрывает в крохотке «Шарик» тему свободы, доказывая основную мысль, что свобода – это самое главное желание, стремление и право каждого живого существа. Сюжет прост и незатейлив. Из него мы узнаём, что один мальчик держит во дворе у рассказчика (местоимение «у нас» указывает на то, что в тексте присутствует рассказчик, тем более, что в следующем абзаце употребляется местоимение «я», прямо указывающее на присутствие рассказчика в тексте). Автору важно подчеркнуть, что пёсик Шарик содержится на цепи с детства, то есть по сути он не знает свободы. С точки зрения композиции этот момент (первый абзац) можно считать экспозицией рассказа, из которого мы узнаём героев, к которым относятся один мальчик (очевидно, для автора не важна характеристика этого персонажа, так как он играет в сюжете второстепенную роль), пёсик Шарик (уменьшительно-ласкательный суффикс передаёт отношение рассказчика к Шарику, которого ещё кутёнком посадили на цепь. Завязкой действия можно считать тот момент, когда рассказчик решил угостить цепного пса куриными костями. На это указывает слово «однажды», сигнализирующее о том, что должно произойти событие, которое станет причиной авторской рефлексии, его размышления над увиденным, над жизненным событием, свидетелем которого он оказался. В композиции этого небольшого произведения большую роль играют описания. Первое описание – это описание куриных костей, где важную роль играют эпитеты: «ещё тёплые, пахучие». Казалось бы, голодный пёс не должен отказаться от такого редкого для него угощения. Второе описание – это описание снега, тоже с помощью эпитетов: «пушистый, обильный». Автор словно противопоставляет эти два описания: «хлеб насущный», еда, или духовная составляющая этого мира – его красота. Что выберет Шарик? В развитии сюжета важным является момент, когда мальчик решил спустить Шарика по бегать по двору именно тогда, когда рассказчик решил принести псу кости. Рассказчик здесь «всеведающий», так как он организует повествование, активно участвует в событии, передаёт своё отношение к Шарику, называя его «бедняга», значит, он сочувствует этому персонажу текста. Кульминацией является тот момент, когда Шарик, оказавшийся на свободе, мечется по двору. Его радость от ощущения воли передаётся с помощью глаголов, сравнительного оборота и ряда однородных членов предложения: «Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, и морда в снегу». Развязкой является тот момент, когда Шарик подбежал к костям, понюхал их и всё-таки сделал свой выбор в пользу свободы. Текст заканчивается авторским выводом: будучи «всеведающим», рассказчик словно проникает во внутренний мир Шарика и читает его мысли: «Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..» Итак, жанр произведения – стихотворение в прозе, которое совмещает в себе элементы и признаки двух родов литературы – эпоса и лирики. Тема произведения – свобода, ведущий мотив – мотив свободы. Здесь также присутствуют мотив выбора между сытостью и свободой, мотив красоты природы и восхищения ей, мотив сочувствия существу, лишённому свободы. Фабула (события, положенные в основу произведения) и сюжет (то, как излагаются эти события в тексте) совпадают. Композиция текста линейная, последовательная, события развиваются в хронологической последовательности. Автор всеведающий и его позиция выражена чётко и прямо в конце текста: «дайте только свободу!» Произведение рассчитано на разновозрастную аудиторию. Оно будет интересно как школьникам, начиная с начальной школы, так и взрослым, потому что каждый на своём уровне определит смысл этого текста – свобода нужна каждому, это главная жизненная ценность. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|