Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль эпизода гибели Базарова в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

Роль эпизода гибели Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Эпизод гибели главного героя выделяется из всего произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» особой художественной огранкой и составляет кульминацию произведения. Многие критики сходятся во мнении, что фатальный исход судьбы Евгения Базарова был предопределен И.С.Тургеневым с самого начала повествования: главному герою романа «Отцы и дети» не суждено было найти свое место в обществе, он и сам способствовал собственной скорой кончине. Какова роль и причина смерти Базарова?

По мнению М.А.Антоновича писатель погубил своего персонажа из ненависти и жажды мести к молодому поколению, обличием которого является Евгений.

П.В.Анненков указывает на то, что на пространственно временной шкале истории нашего государства не найдется той эпохи и того места, где Базаров смог бы, если не счастливо, то достойно скоротать свой век и выполнить долг перед обществом. Н.Н.Страхов отмечает, что Иван Сергеевич ни в чем не отказывал Базарову, которому все равно было суждено проиграть в битве единственному лицу, стоящему выше всех лиц в романе и даже выше Базарова – жизни.

Какие бы законы не предопределяли трагическую гибель Евгения, но осознанно или нет, главный герой не торопится возвращаться в отчий дом, посещая и родовое поместье Аркадия, и дом Одинцовой, и отправляясь в город вместо братьев Кирсановых. Будто бы томимый недобрым предчувствием, он оттягивает возвращение домой.

В разговоре с Одинцовой Базаров упоминает, что сделается лекарем, если застрянет в глуши, и даже смириться с этой судьбой, жертвуя самолюбием. Но что может удержать молодого, пышущего физической и душевной силой, увлеченного наукой и работой, Евгения, пророчащего себе светлое будущее, в провинции? Почему раз затянутый трясинной обыденной сельской жизни, он теряет всякую способность и желание сопротивляться? В силу своего характера и мировоззрения, Базарову свойственно рисковать собственной жизнью, но риск не оправданный, с заведомо известным концом не укладывается в ту картину мира нигилиста, которая рисуется перед читателями. Причиной тому стал крах идеологии Евгения, не способной вместить в себя ни жгучую любовь, в которой до боли много романтизма, ни неподконтрольное холодному разуму трепетное отношение к природе, ни привязанность к родителям, неспособным перекроить свою жизнь ради сына, но любящим его больше жизни. «…попробуй отрицать смерть, она сама отрицает тебя – и баста!», – произносит Базаров, не в силах обличить в другие слова самую страшную мысль – он не прав. Он не просто ошибся, он обманулся, поверив, что у него есть тотальный контроль над своей жизнью.

Евгений Базаров является логическим продолжением развития героев, отражающих своё время и свою версту на пути к человеку будущего: Чацкого, Онегина, Печорина, Рудина, Штольца. Главного героя И.С.Тургенева выделяет стремление жить и действовать. Бренность бытия героев-праотцов заключалась в их скуке, равнодушие к общественной жизни, нравственном сне, или – как у Штольца – неготовности меняться. Почему столь несправедливый конец заслужил Евгений Базаров, готовый возместить нерешительность и равнодушие своих предшественников сполна?

Смерть и постепенное угасание Базарова описано И.С.Тургеневым с большим символизмом и детализацией, нежели остальная часть романа: главный герой бредит в агонии, меняясь на глазах читателя. Все ещё видны в поведении Базарова черты дерзкого «лекаришки», погибшего задолго до того, как умирающего навестит Одинцова. С просьбой Евгения к отцу начинаются необратимые изменения, не только его тела, но и сути идеала, которому там стремился следовать главный герой. Заключенная в душе отстраненного нигилиста страсть отпугнула Одинцову, но разверзнувшаяся перед её очами бездна испытываемых Базаровым чувств повергла вдову в ужас.

Кладбищенская сцена дает читателю понять, что к природе, которую как мастерскую пытался воспринимать Базаров, он куда ближе, чем к миру людей. Две ели растут по обе стороны от оградки, цветы чинно и спокойно прорастают на погостной земле, птицы присаживаются на могильную плиту, и лишь родители-старики приходят туда помянуть сына, «…как будто им оттуда ближе до него». Никто из героев произведения, кроме матери и отца, не вспоминает о рано увядшем докторе.

Таким образом, роль эпизода гибели Базарова заключается в указании на место, занимаемое героем в обществе и мире произведения, указании на метаморфозы, происходящие с Евгением, которые выделяет персонажа И.С.Тургенева среди героев такого же типа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.