|
Неоднозначность личности Базарова в романе «Отцы и Дети» (Тургенев И. С.)Не было такого периода в истории развития общества, в котором не существовали бы социальные, политические или идеологические проблемы - они извечны. Одной из таких можно назвать проблему поколений или "отцов и детей". Это определение ввел в широкую массу И. С. Тургенев, написав по данной теме роман "Отцы и дети". Конфликт романа заключается в противоречиях между людьми разных возрастов и, соответственно, взглядов на жизнь, что приводит к многочисленным разногласиям двух поколений: старшего и младшего. Автор ставит вопрос: "Кто же из них всё-таки прав?". Показательными являются эпизоды спора Евгения базарова и Павла Кирсанова — представителей нового и старого обществ. В главном герое автор воплотил черты бескомпромиссного бунтаря, революционера с твердыми убеждениями, не преклонявшегося перед авторитетами и отдававшего приоритет полезному над прекрасным. "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — в теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем." Такова политика нигилистов — отрицание духовного, признание научного. Он живет без принципов, считая их ненужными, также как искусство, поэзию, все духовное и высоконравственное, а любовь называет дурью. На основе таких жизненных позиций и возникают споры со страшим Кирсановым. Павел Петрович, являясь ярким представителем аристократии со старыми убеждениями и системой ценностей, оскорбленно осуждает нигилистов. Он утверждает, что без чувства собственного достоинства, без уважения к себе нет никакого основания "Общественному зданию", а "без принсипов в наше время могут жить безнравственные и пустые люди". В силу своего окостенелого взгляда на жизнь и образа мыслей, Павел Петрович не понимает, как можно не любить природу, назвать её "мастерской" и не принимать высшие чувства. Но постепенно читатель замечает изменения взглядов главного героя, виной того становится любовь к Анне Одинцовой. Это его сильно "мучило и бесило", потому что он ранее презирал и отрицал это высшее чувство, называл "белибердой". Его коробило изнутри, потому что Одинцова занимала его ум, мысли, он понимал, что влюблен, хоть и не хотел это признавать и проявлять. Полюбив Одинцову, Базаров опроверг собственные теории и взгляды. В этом и заключается неоднозначность его личности. И. С. Тургенев заставил своего героя измениться, сделать переоценку своих идей и убеждений, понять, что жизнь состоит не только из отрицаний, а также из утверждений, рассуждений и наслаждений прекрасным. Та же природа, которую Евгений называл мастерской, становится для него храмом, покойно хранящим его тело и дух. Обновлено: Опубликовал(а): Лиза Скуридина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|