|
Сравнительная характеристика воспитания и отношения к учебе в семьях Обломова и Штольца (Гончаров И. А.)Наблюдая за людьми, можно заметить, что каждый имеет свои привычки, свой характер: кто- то после обеда любит прогуливаться в парке, кто-то любит спать, кто-то к каждому делу подходит ответственно, а некоторые откладывают их на потом. Конечно, все эти привычки закладываются в детстве. Наблюдая за своими родителями, ребенок постепенно «вливается» в их ритм жизни, перенимает их привычки, особенности. Как известно, взрослого человека трудно перевоспитать, значит характер действительно закладывается в человеке в детстве и зависит от семьи ребенка. Для подтверждения своего тезиса возьму роман И. А. Гончарова «Обломов». Человек складывается, прежде всего из воспитания, заложенного родителями в детстве. Семьи Обломова и Штольца были очень разные, и воспитывали детей они по-разному. Обломовцы жили тихой, размеренной жизнью, их деревню редко посещали беды: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». Их образ жизни не менялся. После пробуждения Обломовцы завтракали, после было приготовление к обеду, в это время Илья гулял, после обеда был сон, который вошел в обычаи этой семьи, после они пили чай, гуляли, а потом наступал сон. Илье не позволяли лазать в обрыв, подходить к лошадям, чрезмерно опекали его: «Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку — опять крики: «Ай, куда? Как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…». За него все делали Васьки, Ваньки, Захарки «И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя». Такой образ жизни негативно повлиял на Обломова: мальчик видел такую картинину каждый день и постепенно «вливался» в нее. Он стал несостоятельным человеком, за которого все делает Захар: умывает, одевает, кормит. Обломов ушел в «вечный сон» от которого его можно пробудить лишь на время. Жизнь, отношение к ней в семье Штольца сильно отличались от семьи Обломова. Штольцы жили в селе Верхлеве, раньше оно было частью Обломовки. На возвращение домой Андрея без сапог, с разорванным платьем и разбитым носом, отец говорит: «Что за ребёнок, если ни разу носу себе или другому не разбил?». После Андрей пропал на неделю, а когда нашли его в кровати,под которой лежало ружьё без перевода, которые задала ему мать, отец отправил его туда, от куда пришёл, пока не сделает перевод. Но на него повлиял и «обломовский» характер матери. Когда сын возвращался домой, она бросалась стричь ему ногти, завивать кудри, красиво одевать его. Ласка матери и строгость отца сделал из мальчика «ни доброго бурша, ни даже философа». В эпизоде, где Андрей уезжает в Петербург, можно наблюдать насколько отличается отношение немца и Обломовцев к жизни. Отец сухо попрощался с сыном, дав ему совет. Жители деревни осуждали это: они не выдержали и начали жалеть, одна женщина благословила его. Андрей заплакал, в нем пробудились черты маминого воспитания: «В горячих слезах женщины ему послышался голос матери, возник на минуту ее образ». Благодаря такому воспитанию Штольц смог накопить деньги, нажить дом, «он был беспрерывно в движении» Теперь разберем отношение к учебе в семьях Обломова и Штольца. Обломовы понимали только «внешнюю выгоду просвещения». Илья учился у Штольца, но делал это только для того, чтобы «соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел науки и искусства». Ребенок возвращался от немца худой и бледный. Обломовцы считали, что главное в жизни- здоровье, что ученье «хоть кого в бараний рог свернет». Ребенок «впитывал» это в себя, из-за чего не хотел ездить на учебу и радовался, когда мать оставляла его дома, по причине приезда гостей или приближающихся праздников. Обломов не научился в дестве думать. Потому что всячески отлынивал от учебы, а родители его поддерживали, из-за чего он вырос человеком, не умеющим управлять своим хозяйством, решать проблемы, даже самые легкие, он не может закончить план и даже написать письмо. У Обломова «между наукой и жизнью лежала целая юездна, которую он не пытался перейти». Отношение к учебе в семье Штольца было совсем не таким. Немец подходил к ней ответственно и не допускал, чтобы Аедрей не выполнил какое-либо задание. В детстве Андрей уже работал репетиром в пансионе и получал за это жалование от отца. Штольц старался научить Андрея, извлекая пользу из всего, что он делал: «.. сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, потом посмотреть на какую-нибудь глину, которую возьмет на палец. Понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится». Все это сделало из Андрея человека, не имеющего «лишних движений», который» отвергает все то, что не поддается анализу опыта», который «выше всего ставит настойчивость в достижении цели». Андрей не боится проблем: он умеет решать их. Именно он помог Илье наладить дела в Обломовку и спасти ее от рук Тарантьева и Мухоярова. Таким образом, характер человека, с которым он пройдет всю свою жизнь, закладывается в самом детстве его семьей. Именно семья формирует взгляд ребенка на жизнь, на отношение к учебе и к труду. Обновлено: Опубликовал(а): Виталина0802 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|