Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткий пересказ Матренин двор (Солженицын А. И.)

Летом 1956 год повествователь возвращался в Россию из Казахстана. Видимо там он пребывал в лагере, так как по его словам задержался он лет так на 10. На родине его никто не ждал. Он ехал с целью стать учителем математики.

Когда приехал, пошел в отдел кадров и сказал, что хочет работать в школе, которая находится подальше от железной дороги. Работающих в отделе кадров удивило это, так как в то время все наоборот хотели работать в центре. Но место ему все-таки нашли. Это было Высокое Поле. Одно название городишки очень радовало автора.

Приехав в эту деревню, ему очень понравилось это место. Там было красиво хорошо и уютно. Но, к сожалению, там не пекли хлеб и не торговали ничем съедобным.

И только один выход был ездить в центральный далекий гор за продуктами. Автор решает пойти снова в отдел кадров. Там долго сомневались в переводе. Но все-таки дали место. Поставили печать с надписью «Торфпродукт». Это было название станции. Куда было легко приехать, но тяжело уехать. Хмурый поселок, состоящий из бараков и домиков. И совсем без леса. Переночевав на станционной лавочке, автор решил идти дальше. Увидел он базар. Было рано и поэтому там никого не было, кроме одной женщины, которая продавала молоко. Рассказчик подошел к ней и купил молока. Стал сразу пить. В разговоре с ней он узнал, что кроме серого поселка Торфпродукт за бугром есть деревушка под названием Тальново. А за ней целая куча таких деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. У автора появилась надежда о том, что его мечта сбудется, что он найдет то зачем приехал из Азии. Он попросил продавщицу после базара отвести его в Тальново и подыскать ему жилье. Не смотря на то, что рассказчик казался выгодным квартирантом, найти жилье было трудно. Но женщина та привела его в такое место, где вокруг было очень красиво. И сказала, что есть одна женщина Матрена. У нее не так красиво, так как она болеет, и запустила дом. Но попробовать можно.

Дом Матрены находился на окраине. Был он большой но уже старый. Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одна одинокая женщина лет шестидесяти. Новая знакомая автора открыла калитку, и они зашли во двор. А затем и в сам дом. Матрена лежала на печи, ее лицо было желтым и больным. Видно недуг совсем ее измотал. Она не очень обрадовалась квартиранту. Так как болеет, и не сможет ему не принести, не подать ничего. Но сказала, пусть живет. Хоть и посоветовала автору походить по некоторым женщинам, которые тоже могли его приютить. В итоге рассказчик походил по тем домам. Но все равно знал, что жить он будет у Матрены Васильевны. И когда вернулся к ней. Она его, казалось, даже с радостью встретила. Они обсудили цену и то, что ему школа, в которой он будет работать, должна предоставить торф.

Матрена Ивановна не получала не рубля от государства и от родных. Пенсию не платили. В колхозе работала за палочки в трудовой книге. Родные ей помогали мало. В общем, поселился автор у Матрены Васильевны. Помимо него в доме жила кошка с больной лапой, мыши и тараканы. И электричество в доме было. Автор свыкся со всем в этом доме. Даже с шуршанием мышей и тараканов за стеной. Матрена Ивановна вставала в 4-5 утра. Растапливала печь. Кормила свое единственное животное в хозяйстве – козу, таскала три ведра воды, себе, козе и автору. Рассказчик просыпался всегда позже ее, говорил «доброе утро Матрена Васильевна». И всегда слышал доброжелательный ответ. А затем она его звала к завтраку. Не всегда это было вкусно. Часто пригорало или было недосолено. А в большинстве случаев от этой еды оставался на зубах налет или изжога. Но в этом не было вины хозяйки, все из-за нехватки хороших продуктов. Но всегда автор съедал все. Терпеливо откладывал либо волос, либо тараканью ножку. И никогда не смел, упрекать Матрену Васильевну. Да и она сама все понимала.

В ту осень много было у хозяйки бед. Вышел новый пенсионный закон. Она пыталась добиться, чтоб ей выплачивали пенсию. Но из-за того, что она работала в колхозе, а не на заводе, получить она ее не могла. Только если за утерю мужа, как кормильца. Но его не было в живых еще с войны, поэтому документов необходимых собрать она уже не могла. Для Матрены Васильевны самое лучшее средство от плохого настроения – была работа. Она всегда только этим и спасалась. Она называет автора Игнатич. Торфа на местных жителей выделялось мало, и им приходилось воровать. Но рассказчику, как учителю выделялась машина этого добра. У этой женщины всегда было много разных забот, то торф пойти принести, то пеньков, то еще чего то. Но больше всего усилий и времени отбирала коза. Так как ей каждый день необходимо нарвать травы, ее еще найти нужно было, именно поэтому в хозяйстве у нее была только она. А местный председатель и вовсе забрал часть земель жителей. И его жена заставляла помогать колхозу, и Матрену в том числе. Причем говорила еще, чтоб те брали свои вилы, лопаты и прочие приспособления. И никому не было интересно, что эта женщина жила без мужа и была больна. Но, не смотря ни на что, она всегда всем помогала. Была она безотказной в хозяйственных работах.

В ту зиму наладилась немного жизнь Матрены Васильевны. Стала она получать деньги. Пенсию – около 80 рублей. И 100 с копейками от квартиранта, т.е. автора и от школы. Благодаря этим средствам она заказала себе скатать новые валенки, купила телогрейку, перешила пальто и в подкладку вшила 200 рублей на похороны. И немного повеселела ее жизнь. Чаще она стала ходить к своей подруге Маше. А к себе гостей звала редко, только по праздникам. Однажды на крещение она пошла в церковь с котелком. Освятила воду, но котелка потом не обнаружила в церкви. И осталась на тот год она без священной воды. И это не смотря на то, что Матрена была скорее язычница. Верила приметам. Хоть и говорила всегда, перед любым делом «ну с богом».

Они друг к другу привыкли. Матрена была совсем не любопытная, как все женщины. И даже, когда автор рассказал, что сидел в тюрьме - она просто покачала головой. Автор же тоже почти ничего не знал о хозяйке дома. Только потом он выяснил, что Матрена вышла замуж до революции и сразу стала хозяйкой в доме, в котором они теперь живут, так как не было у нее не свекрови ни кого. Детей у нее было шестеро, но они один за другим умирали. Потом была, какая то воспитанница Кира. Муж не вернулся с войны, то ли был в плену, то ли умер. Но тела не было найдено, а может и вовсе женился, где-то за границей и забыл уже русский язык.

Однажды после возвращение со школы автор увидел в доме гостя. Это оказался сын ученика рассказчика, которого звали Григорьев Антошка. Этот мальчик был лентяй, он прекрасно понимал, что его в любом случае переведут в следующий класс, и от этого не учился, больше смеялся над учителями. А автор же ему от этого ставил только двойки и ничего выше них. Отец мальчика пришел узнать о плохой успеваемости сына и сказал, что проверяет теперь его дневник и даже его бьёт. Этого человека, который больше был похож не на отца, а на деда Антошки звали Фадей Миронович. Автор вспоминает, что однажды Матрена сама просила рассказчика ставить хорошие оценки Антошке Григорьеву. Но тогда автор не придал этому значения. И сейчас она стояла в проеме дверей и снова была просительницей. После ухода гостя автор узнал у Матрены, что оказывается этот Антошка сын брата ее без вести пропавшего мужа. И после этого их разговор прекратился.

Через пару часов, когда автор сидел за работой, зашла в дом Матрена и резко заявила, что она чуть не вышла когда-то замуж за этого Фадея Мироновича. Что он был старшим братом ее мужа, которого звали Ефим. Ей тогда было 19, а Фадею 23. Забрали его на войну германскую. Три года не было никакого известия от него. В итоге Матрене предложил выйти замуж младший брат Ефим, та согласилась. И через некоторое время вернулся Фадей с плена. Сказал, что если б это был не его брат, то порубал бы их обоих. Столько девушек было, на ком он мог жениться, но сказал, что женится только на той, которую будут звать Матрена. И нашел такую, по сей день живут. Только бьет он ее сильно. Автор вспоминает женщину, которая постоянно приходит жаловаться к Матрене Васильевне на своего мужа. Ефим же никогда не бил Матрену, один раз только ложкой по лбу ударил, так та обиделась и убежала в лес, больше и не трогал. Однако детей у Фадея с той Матерной было тоже шестеро, и все живые. А вот у Матрены Васильевны с Ефимом было шестеро, но не один из них до трех месяцев не доживал. И от этого все в деревне считали, что у Матрены порча. В сорок первом Фадея не взяли на войну из-за слепоты, а вот Ефима наоборот взяли. И не вернулся с нее он. И тогда Матрена попросила у той фадеевской Матрены кусочек Фадея – младшую дочь Киру. И жила девочка с ней лет 10, потом вышла замуж за молодого машиниста. И только от нее и исходит помощь хозяйки. То сахарку, то сальца передаст она ей. И Матрена тогда завещала горницу Кире, но на нее претендовали еще три сестры.

И тут приехала как раз эта Кира. Да Фадей, чтоб получить этот участок стал задумываться, что нужно молодым что-то построить. И загорелся он этим сильнее, чем Кира с мужем. С тех пор стал он все чаще приходить к Матрене, да уговаривать ее отдать горницу при жизни. Ей не было жалко ее отдавать, но все же она завещала ее Кире, а не Фаедею. И однажды в феврале. Фадей со своими сыновьями пришел и стал раскулачивать дом. Глаза его блестели. После небольшого перерыва из-за мороза горницу снова стали разбирать и перевозить. Всю погрузили они на тракторные сани. И после этого устроили они в доме Матрены гулянку. Потом все разошлись, и Матрена пошла провожать их. Однако после этого она долго не возвращалась. Автор думал, что она у своей подруги Машки, однако ее не было до часу.

Рассказчик проснулся от шумов на улицы. К нему зашли люди в шинелях и стали громко спрашивать, где хозяйка и пили ли тут те люди, которые повезли горницу на тракторе. Автор не понимал в чем дело. Одна осознавал, что Матрену за изготовление самогона могли арестовать. Игнатич убедил этих людей, что в этом доме не было никакой гулянки. В итоге они вышли с дома, ничего не объяснив. И только возле калитки сказали, что-то невнятное о том, что их разворотило, что не соберешь. И что-то о двадцать первом скором. Затем автор стал убираться в кухни. И услышал, что кто-то зашел, думал, что вернулась Матрена Васильевна. Но нет, зашла ее подруга Маша. Она была вся заплаканная. И она рассказала, что сани застряли на переезде. И в этой всей суматохе они не услышали звук приближавшегося поезда. В итоге троих он раздавил, в том числе и Матрену.

Автор лег спать, перед этим замкнувши дверь. Он лежал, и ему казалось, что Матрена в доме, и мечется по нему, прощаясь с каждым сантиметром. Потом он вспомнил рассказ ее о Фадее, как тот угрожал, что порубает ее и его брата, но не сделал этого в итоге. И все-таки слова его осуществились.

На рассвете женщины привезли на санях все, что осталось от Матрены. Не рук, не ног, все было вперемешку. Только лицо и правая рука осталась. Из дома вынесли все цветы, завесили зеркало и возле окна поставили гроб. К которому подходили деревенские попрощаться с ней. Все плакали, хотя их плач был словно по сценарию прописанный. Особенно сильно рыдали и причитали ее сестры. Которые уже все позабирали и сундук, и даже выпороли 200 рублей на похороны. И все плача обвиняли, что ее горница погубила, что она их не послушала. И так же театрально плакала и та Матрена, которую потом взял в жены Фадей. Плакала и Кира, из-за своей тети и из-за того, что мужа должны были судить. Так как он был вдвойне виновен и в том, что вез горницу и в том, что он был машинистом и знал правила неохраняемых переездов. Но самое главное, что Фадей не так уж страдал от того, что не стало его сына и женщины, которую он когда любил. Он больше переживал за то, что сестры Матрены могут забрать остальную часть дома.

Пока гробы стояли в домах, Фадей бегал и добивался, чтоб ему дали разрешение забрать остальную часть горницы. И ему дали это разрешение. В воскресение похоронили Матрену. Затем поминки. Но Фадей не пришел на них. Потом делили имущество. И договорившись, получилось так, что сестра одна забрала козу, сапожник с женой - избу, а Фадею засчитали ту горницу, которую он давно себе присвоил.

Позже автор поселился с одной из сестер мужа. Которая часто рассказывала гадости о Матрене. Что и муж ее не любил, и что любовницу он заводил. И что Матрена не следила за собой и хозяйство не заводила.

И только потом рассказчик сделал вывод, что Матрена Васильевна была тем самым праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.