|
Тема России в лирике Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)Лирика Лермонтова обладает особым трагическим характером. Поэт ощущает себя человеком, родившимся не в свое время, опоздавшим на «пир героев». Жажда действия, стремление к подвигу, отличающие его натуру, бессмысленны в России. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности, любые попытки изменить общественную жизнь самостоятельно, а не по «повелению» свыше. Одиночество становится поэтому главной чертой лирического героя. Общество, в котором по воле судьбы он вынужден жить, лишено главного — высокой цели. Именно это ощущение эпохи и определяет образ России в поэзии Лермонтова. Уже в ранней лирике поэта, в стихотворении «Жалобы турка», создан, образ страны, где стонет человек от рабства и цепей. Но было бы неверно понимать это определение только как критику крепостного права. Речь идет прежде всего о рабстве, ставшем «основой» национального духа, о той России, которую и через двенадцать лет Лермонтов назовет «страной рабов, страной господ». Народ «послушен» властям, а общественное мнение безмолвствует. Всеобщая покорность создает такую атмосферу, в которой гаснут любые порывы к свободе, любые поиски смысла жизни. В этой молчаливой стране лишь голос поэта, человека чести, может нарушить тишину. Но значит ли это, что Россия изначально лишена героического духа, что покорность силе в крови русского человека? Нет, в истории своей страны Лермонтов выделяет две эпохи: далекую. И близкую, которые свидетельствуют о свободолюбии русского народа. Постепенно Лермонтов начинает понимать, что историю творят не герои, а народ, и ищет времена, когда нравственный дух нации пробуждался не в одиночках, а в тысячах людей. Это эпоха Новгородской республики и Отечественная война 1812 года. Черта, которая их объединяет, в лирике поэта обозначена-предельно ясно. Это не просто порыв к свободе, а способность эпохи порождать массовый, героизм. Народным его можно назвать в том смысле, что борьба с тиранией, будь то тирания московского самодержавия или тирания Наполеона, «стирает» сословные
Границы, объединяет тех, кто еще недавно чувствовал себя чужими друг другу. Единство офицеров и солдат особо подчеркнуто в стихотворении «Бородино», а воля древне новгородского поэта неотделима от воли его сограждан. «Естественный» природный человеческий эгоизм, разъединенность людей исчезают в общем порыве к «воле» — национальной и гражданской. Только жажда свободы, борьба за личное достоинство каждого могут объединить людей, разбудить страну. Героизм одиночки в целом неприемлем для Лермонтова. Поэт понимал, что один человек, какими бы личными качествами он ни обладал, ничего не сможет изменить ни в обществе, ни в своей жизни. Необходима целая «эпоха поступков», эпоха славы и чести, чтобы. Герой смог осуществить свое предназначение. Почему же «железный век», современная Лермонтову эпоха, так резко «отделен» от прошлого? Русский дух словно «одряхлел», национальная жизнь будто утратила саму способность рождать массовый героизм. Эгоизм, отсутствие цели жизни, поверхностность и мыслей и чувств, «мелочность» поступков характеризуют в глазах Лермонтова его поколение. С таким образом поколения мы встречаемся в стихотворении «Дума». В какой-то степени вместе со своим поколением Лермонтов судит и себя. Ощущение бессмысленности своего существования, ненужности своей стране определяет трагическую интонацию лирики поэта. Россия тридцатых годов, увиденная глазами Лермонтова, — это страна без будущего. Проснется ли когда-нибудь страна? На этот вопрос поэт не может ответить. Время остается для него «закрытым». Образ России в его лирике — отрицательный образ. Неприязнь поэта к стране «рабов и господ» так часто приводила к негативным характеристикам, что обвинение в не патриотизме становилось неизбежным. На это обвинение Лермонтов ответил стихотворением «Родина». Обновлено: Опубликовал(а): Mihaelik Внимание! Спасибо за внимание.
|
|