|
Как отражается тема смысла жизни и предназначения человека в лирике М. Ю. Лермонтова? (Лермонтов М. Ю.)Тема смысла жизни и предназначения человека в лирике М. Ю. Лермонтова неразрывно связана с мотивами бесцельности существования, пустоты и пошлости жизни, с мотивом одиночества, которые пронизывает всю поэзию Лермонтова. Лирический герой тщетно пытается найти смысл своего существования, обрести родственную душу, которой он мог бы поведать свои печали, но всё напрасно, и от этого он испытывает горечь и душевные муки. Причину своей нереализованности в жизни герой лирики Лермонтова видит в своей эпохе и в своём поколении, к которому он причисляет и себя. Это потерянное поколение, у которого нет будущего: Его грядущее - иль пусто, иль темно… Почему же поколение, образ которого раскрывается в философском стихотворении «Дума», не может «угадать своего предназначения»? Над ним тяготеет «бремя познанья и сомненья», и это бремя мешает действовать так же, как и склонность к рефлексии – привычке всё подвергать анализу и сомнению. Молодое поколение «богато ошибками отцов» и поэтому боится идти путём отцов, которые обрели в своей жизни «позднее раскаяние» и ничего больше. «Дети» усвоили ошибки «отцов», но не выработали своей программы действий, поэтому их жизнь - это «ровный путь без цели». Разочарование, скука, хандра – вот симптомы нравственной болезни молодёжи, не нашедшей себя в жизни. В философском стихотворении «Дума» дана психологическая характеристика поколения тридцатых годов девятнадцатого века, поколения, сформировавшегося после поражения восстания декабристов. Тема смысла жизни и предназначения человека часто создаётся в лирике Лермонтова с помощью символических образов, например, как в стихотворении «Листок»: Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… Листок – изгнанник, оторвавшийся от могучего дуба, утратил его свойства – силу, стойкость, могущество, он мчится по степи без цели, одинокий, не знающий покоя и не умеющий найти приюта. Гордая красавица чинара отвергла пыльный и жёлтый листок с презрением, противопоставляя его своим сыновьям – свежим и зелёным листьям. Трагизм одиночества листка усиливается тем, что он, выросший в «отчизне суровой», созревший «до срока», обращается за помощью к чужому дереву, заранее предчувствуя отказ. Одиночество, бесприютность, бесцельность существования, отсутствие сна и покоя – таково состояние бедного листка. На примере этих стихотворений мы видим, что тема назначения человека, тема смысла жизни раскрывается с помощью таких мотивов, как мотив одиночества, бесцельного странничества, изгнанничества. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|