|
В чем заключается смысл последовательности галереи помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)В 1841 году выходит поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», идею которой подал А.С. Пушкин (как и к комедии «Ревизор»). Это произведение поражает своей оригинальностью не только для того времени, но и для нашего, к примеру: автор долго не мог определиться с жанром этого произведения, ведь его нельзя назвать ни повестью, ни романом и ни поэмой (все же писатель остановился на последнем варианте, так как были лирические отступления). Н.В. Гоголь хотел показать в поэме положительную и отрицательную сторону Руси. Положительная – это живой русский народ и красота природы, а отрицательная – это прогнившая система государства, основывающаяся на лжи, угодничестве, лицемерии и взяточничестве. В такой обстановке помещики становятся «мертвыми» морально и духовно, останавливаясь в развитии и забывая о важных нравственных качествах. Именно это автор показывает нам галерею помещиков, состоящую из пяти образов, которые присуще реальным помещикам того времени. Гоголь знакомит нас с ними в путешествии Чичикова. Первым помещиком в галереи предстает Манилов – пустой мечтатель, надеющийся на случай. Он заманивают людей вокруг себя гостеприимностью, но на самом деле это скучный человек. Автор подчеркивает его приторность и сентиментальность: «чересчур было предано сахару», которая проявляется в его речи (уменьшительно-ласкательные суффиксы, слащавые обращение к людям), в поступках (черезмерная любезность), в отношениях с людьми (с Чичиковым, с семьёй), однако все это наигранность и неискренность, также поклонение западу и ему было присуще: были у него «разбросаны по-английски две-три клумбы» . Интерьер говорил нам о его глупости и неразвитости : в кабинете у него была книжка вечно на 14 страницы. Он был человеком без интересов, все что он мог: заниматься попустительством, мечтать и бездельнпичать. В имении его все «шло как-то само собой», а крестьяне его гуляли, обманывая своего хозяина (берут пример с Манилов). В сделке Манилов растерялся, оказался беспомощным, потому что ничего не смыслит в хозяйстве. Отдав даром души, он доказал, что бесхарактерный, доверчивый и глупый человек. Следовательно, душа его мертва, потому что пустой человек, ничем не интересующийся. Затем Чичиков попал к Коробочке, заблудившись по дороге к Собакевичу. В отличие от Манилова, бережливая, расчётливая Коробочка знает толк в хозяйстве: держит все в руках, все идёт у нее в дело, даже крестьяне у нее живут в достатке. Но дело в том, что ее единственный ее интерес – это накопительство. Она хранит деньги в мешочках, но при этом у нее комната «обвешана стареньким полосатыми обоями», потому что у нее нет желание к переменам, к развитию. она оторвана от общества, не принимает новое – живёт в патриархальных условия, по-старому. В сделке проявляет ее мелочность, страх продешевиться и «крепколобость», лишь после слов Чичиков о покупках у нее ещё товара, она согласилась. Коробочка является мертвой душой, потому что у нее нет желание к развитию, она застряла в прошлом. После Коробчки Чичиков попадает к Ноздреву, встретившись с ним случайно на пути к Собакевичу. Ноздрев – это «говорун, кутила, лихач», «имеющий страстишку нагадить ближнему». У него нюх на скандал и на гуляние, также любит лезть в чужие дела. Жизненный принцип его – это жажда удовольствия. Наглость, грубость, невоспитанность и легкомысленность проявляется в его речи картежника и обращение к кому всем на «ты». Любитель вранья, преувеличение и хвастовства, вспомним только его имение и интерьер : «кинжалы, на одном из которых по ошибке…» Совершено нехозяйственный, если у Коробочки все было в дом, то Ноздрев все прогуливал, возвращавшись домой ни с чем. Сам он весь в хаотичности и беспорядке, как и его обед. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно.» Автор подчеркивал его свежесть, здоровье, будто противопоставляя его мертвую душу с его внешностью. Так же он выглядел в 35 так же, как и в 18, что говорит нам о его мертвенности. В сделке Ноздрев показал себя агрессивным властным человеком, неготовым ждать, и мошенником. Также показывается его любовь к обмену, даже неважно выгодную или нет. Совершенно нет расчётливости и обдуманность в его действиях, потому что все он делает ради удовольствия. В итоге, Чичиков не смог с ним договориться, а еле убежал. Таким образом, Ноздрев – мертвая душа, потому что его действие бесцельны, у него нет чувства достоинства и нравственных качеств. Еле убежав от Ноздрева, Чичиков попадает наконец-то к Собачеву. Это прижимистый хозяйственный помещик, который никогда не упустит своего. Его сравнивают с медведем, а Чичикову кажется, что его природа рубила с плеча, что говорит нам его мертвенности и “деревянности” Автор сравнивает его с кулаком, потому что он все держит под строгим контролем, также дом его сравнивают с военной казармой, что говорит нам о его жестокости и строгой дисциплине. Он практичен:прежде всего для него важно удобство. Его смекалистый и практический ум приводит к обогащению любым способом. В сделке он проявляет расчётливости, хитрость, смекалистостым холоднокровие. Он умеет торговаться, знает все качества крестьян и ценит их в виде товара. Он мёртвая душа, потому что в нем присутствует «деревяность» и гастрономические предприятия – его страсть.
Узнав от Собакевича, что у Плюшкина много мертвых душ, Чичиков отправляется к нему. Сначала Чичиков не может разобрать Плюшкин «баба или мужик», спутав его с ключницей. Глаза его «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши ..», что говорит нам о его подозрительности и недоверие. Его имение было в запущении, везде чувствовалась ветхость. Его скупость доходила до крайности – скупедоства: он собирал на всякие подмётки и складывал все в кучу у себя в комнате. Все богатство начинало гнить. Крестьяне его жили в ужасных условиях. Из-за своей ненасытной жадности он остался один. Раньше Плюшкин был общительным хозяйственным помещиком, у которого были семья, друзья и процветающие хозяйство. Но его жена умерла.Он становился скупее, подозрительнее, жизнь его остановилась. Гоголь ему единственному из всей галереи даёт описание глаз, будущее и грамотную речь, потому что когда-то у него была живая душа. Но из-за безразличие к собственной душе он стал мертвым. Гоголь его сравнивает с пауком, который усердно плел вокруг себя паутину и сам же в нее попал. Он стал прорехой на человечестве, потому что, имея шанс на будущее, он остался на месте, постепенно морально умирая. Последовательность в этой галереи заключалась в том, что каждый следующий помещик на лестницу ниже по деградации. Если Манилов – пустой мечтатель, то Плюшкин – прореха на человечестве. Благодаря это галереи, мы смогли узнать к чему приводит деградация и понять, несколько была ужасна ситуации в России в николаевскую эпоху. Обновлено: Опубликовал(а): RenMak Внимание! Спасибо за внимание.
|
|