|
Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...» (Лермонтов М. Ю.)Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» и в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…»? В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…», написанном в 1832 году, образ океана создаётся с единственной целью – раскрыть внутренний мир героя. Душа лирического «я» сравнивается с океаном: В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит.
Автор использует развёрнутое сравнение, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть душу героя: как в океане на самом дне лежит груз, возможно, утонувшего корабля, так и в душе героя «надежд разбитых груз лежит». Образ океана создаётся с помощью риторического обращения и риторического вопроса: Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Второй риторический вопрос связан уже с лирическим героем. Автор использует психологический параллелизм, чтобы подчеркнуть, что его герой испытывает то же состояние, что и угрюмый океан. Невозможно постичь все тайны океана, точно так же невозможно толпе рассказать свои думы. Величественность океана сопоставляется с романтическим образом лирического героя, который ставит себе великие цели: Я – или Бог – или никто! Лирический герой сопоставляет себя с английским поэтом Байроном, говоря, что он не Байрон, он другой, хотя такой же «гонимый миром странник, // Но только с русскою душой». Элегия А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» написана в 1820 году, когда поэт с Николаем Раевским плыл на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. Лирический герой находится на корабле и видит, как «погасло дневное светило», как «на море синее вечерний пал туман». Как и в стихотворении Лермонтова, здесь есть риторическое обращение «угрюмый океан» с точно таким же эмоционально-оценочным эпитетом «угрюмый», передающим безрадостное настроение, объединяющее водную стихию и лирического героя. Чтобы усилить эмоциональность своей поэтической речи, автор трижды повторяет строки об угрюмом океане, которые звучат, как рефрен, основной лейтмотив: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Герой Пушкина романтичен, как и лирический герой Лермонтова, они разочарованы, утратили надежду. В стихотворении Пушкина герой бежит от «безумной любви», грустит о «потерянной младости», он покидает отеческий край и чувствует себя странником, как и герой Лермонтова. Таким образом, в осмыслении образа океана в лирических произведениях Лермонтова и Пушкина есть много общего. Во-первых, это романтический образ стихии, которая отражает внутреннее состояние героев. Во-вторых, оба поэта с помощью океана стремятся создать грустное, тревожное настроение, передать лирическую взволнованность. Кроме того, они используют одинаковые художественные средства: риторическое обращение к океану, эпитет «угрюмый». Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|