|
Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? А.С. Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)В драматической комедии А.С. Грибоедова, представитель «века нынешнего», Александр Чацкий прикладывает немало усилий, чтобы противостоять барской Москве. Это ведущий персонаж с бурей эмоций по отношению к окружающему его обществу, которые он наиболее часто выражает в своих размышлениях вслух. Но какую же роль играют монологи в раскрытии его образа? Одна из первых осуждающих речей, произносится Чацким в конфликте с Фамусовым о мнимых авторитетах: «И точно начал свет глупеть…» Герой презирает чинопочитание и низкопоклонство, которыми руководствовались не только, Максим Петрович, но и все уходящее поколение. Александра Андреевича возмущает вся низость этих людей, которые ставили себе в цель не служение родине, а карьеризм, наживу, причем добиваясь этого всегда одними средствами: лестью и глупым преклонением: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом…» На протяжении всего монолога главный герой показывает не только свои новые взгляды на прежние общественные порядки, но и, вступив в спор с Фамусовым, Чацкий не боится выразить свое мнение, даже не просто не боится, а не может молчать, когда внутри его разделяет негодование от такого гнусной бессмысленницы. Это одна из его характерных черт, которая побуждают Александра Андреевича к действию. Но не только это возмущает героя, вскоре появляется еще один человек, идеалы которого не совпадают с Чацкими. Скалозуб - военный служащий, помышляющий только о званиях и своих орденах. Фамусов описывает его как человека важного и солидного, ссылаясь на его чин и количество душ. Их разговор становится тем самым поводом, когда Чацкий прекращает свое молчание. Он не верит изменениям Москвы, лишь новые постройки украшают ее: «Дома новы, но предрассудки стары». Главный герой опять же метко и точно поддевает главные проблемы того времени: крепостничество, неоправданное возвышение «мундира» - всеобще утвердившееся мнение о превосходстве военной профессии, а также приверженность устаревшим мнениям и правилам, которые совсем себя изжили. В отличии от окружающих людей Чацкий не только верит, что успеха можно добиться и в других областях жизни: искусстве и науке, но и ценит человека по его личным достоинствам, а не по капиталу, как делают многие. Другим значимым эпизодом является: «В той комнате незначащая встреча», - где звучит тема родины в словах Чацкого: он видит красоту страны в ее старине, нравах, которые променяли на чужую речь и «шутовской наряд», поэтому для «французика из Бордо» нет разницы между своим отечеством и этим. Россия теряет свою индивидуальность и все больше поддается заграничному влиянию: наибольшее внимание уделяется не людям с умными мыслями, а «выписным лицам» - один факт их происхождения ставит себя в авторитет перед Московским обществом. Вот что беспокоит Чацкого как истинного патриота, для которого родной звук приятней заграничной болтовни. Нетрудно заметить, что он в своих высказываниях почти не употребляет иностранных слов, а больше встречаются архаизмы: одаль, ужли, вече и другие. К тому же речь его разнообразна, богата не только старинными словами, но и яркими афоризмами, цитатами из художественных произведений, что говорит об образованности и начитанности героя. В финальной сцене, что служит развязкой конфликта между человеком и обществом, Чацкий окончательно убеждается в нелепости Фамусовского окружения и невозможности хоть как-то на него повлиять. Он разочарован в своей любви к Софье, к человеку, который, по его мнению, играл с чувствами Александра и за спиной называл его сумасшедшим. Такое восприятие вещей не совсем красит героя в том плане, что ни о какой любви в юношестве не было упомянуто, из чего можно предположить, что Чацкий ведет себя отчасти наивно, не видит настоящей картины произошедшего. Однако стоит отметить, что герой в конце «не падает в грязь лицом», он держится умеренно и гордо, потому что верит в правоту своих взглядов, именно это, по-моему мнению, делает его победителем, а не побежденным. Подводя итог, монологи играют важную роль в раскрытии образа Чацкого. Благодаря им мы видим его сильные и слабые черты: упорство, гордость, способность отстаивать свое мнение, патриотизм и немного ребячества, а также те новые убеждения, которые должны были разрушить старые общественные порядки и направить страну на истинный путь. Обновлено: Опубликовал(а): soireetea Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|