|
Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? А. С. Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Комедия "Горе от ума" А. С. Грибоедова — произведение, написанное в начале XIX века и не утратившее по сей день своей актуальности и злободневности. Устами Чацкого, своего центрального героя, Грибоедов выразил и многие свои общественно-политические взгляды. Рассмотри три монолога Чацкого, чтобы понять, как через них раскрывается внутренний мир героя и проследить его изменения по ходу пьесы. Первый рассматриваемый монолог, начинающийся словами "И точно, начал свет глупеть" — это ответ на рассказ Фамусова о своем покойном дяде Максиме Петровиче, который сумел ловко сделать карьеру с помощью лести и интриг. В этом монологе Чацкий сравнивает "век нынешний" с "веком минувшим". Александр Андреевич верит, что пороки екатерининской эпохи, а именно подобострастные вельможи, что "лесть как кружево плели", низкопоклонство и интриганство ушли в прошлое, что грядет эра новых людей, которые готовы честно и бескорыстно служить Отечеству. Ему кажется, что в "веке нынешнем" это все смотрится дико, будто не замечая как люди вроде Молчалина или Скалозуба все так же отвоевывают себе теплое местечко с помощью все тех же методов, что и представители старшего поколения вельмож. Этот монолог звучит достаточно спокойно, иронично и даже задорно. Чацкий старается сгладить острые углы в разговоре с Фамусовым. В этом кроется психологизм комедии и ее реалистические черты. Мы видим, что Чацкий — это живой человек, которому не чуждо проявлять дипломатию и подстраиваться под собеседника. Он говорит, что не желает "возмущать праха" покойного дядюшки Фамусова. Это вполне оправдано, ведь Чацкий любит Софью и не хочет портить отношения с предполагаемым тестем. Однако и унижаться, соглашаясь со всем, он также не намерен. Совсем другого Чацкого мы видим в следующем монологе "А судьи кто?". Этот монолог также рождается в ходе спора с Фамусовым ответом на реплику последнего "Не я один, все также осуждают". Здесь раскрывается вся сила драматизма личности Чацкого. Это своего рода манифест героя, манифест свободе, высоким идеалам добра и справедливости, искусству и науке. Здесь уже нет никакой дипломатии. Чацкий беспощадно честит всё московское дворянство, обличает их жестокость к крепостным, любовь к низменным развлечениям, бесконечный кутеж, мотовство, скудоумие и косность, говоря о том, что те "сужденья черпают из забытых газет". Он говорит о том, что человек творческий, свободный, преданный науке или искусству прослывет в фамусовском обществе человеком "опасным", будто предчувствуя свою участь. И наконец последний, финальный монолог Чацкого, оканчивающийся словами "карету мне, карету". Самый трагический, самый чувственный монолог героя, раскрывающий не только социально-политические взгляды Чацкого, но и его индивидуальные, человеческие черты. В последнем монологе Александр Андреевич не бесстрашный и воинственный идеалист-обличитель, а несчастный, страдающий, одинокий и отвергнутый человек. Чацкий страдает от сугубо личной драмы отвергнутой и поруганной любви. Он раскрывается как человек, способный на глубокие и нежные чувства. Он уже никого не обличает, а его усмешка и ирония горьки. В финале Чацкий предстает человеком озлобленным на весь мир, о чем он сам и говорит. Единственное чувство, которое вызывают в нем окружающие вместе с Софьей — чувство бесконечной брезгливости и презрения, от которых остается разве что убежать, тотчас, без промедления, чтобы ни минуты больше не дышать здешним отравленным воздухом. Финальный монолог Чацкого — это монолог гордого человека, проигравшего в неравной битве против целой армии невежества, низости и пошлости. Таким образом, все три рассмотренных монолога раскрывают центрального героя пьесы с разных сторон. С каждым следующим монологом драматизм и эмоциональный накал усиливаются, четко прослеживаются изменения героя: от светлого к мрачному, от воодушевления до отчаяния. Обновлено: Опубликовал(а): Ksenia Gracheva Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|