|
Основная тема идея и проблема по роману Кто виноват (Герцен А. И.)
В Новгороде Герцен начал работу над романом «Кто виноват?». В 1845–1846 годах роман частями был напечатан в журнале «Отечественные записки», а год спустя вышел отдельным изданием. Роман «Кто виноват?» – произведение антикрепостническое. Герцен не скрывает враждебного отношения к господствующему строю в России и страстно обличает его главную опору – поместное дворянство и жадное, хищное чиновничество. Произвол помещиков он изобразил не как отдельные исключения или отклонения от будто бы справедливых в основе общественных законов, а как систему насилий над народом. Под гнетом насилия складываются характеры. Крепостничество, как всякая другая социально-политическая система, формирует свои типы человека: оно способствовало утверждению в характерах людей преимущественно грубых начал. Человеческая натура, как был убежден Герцен, при крепостничестве неизбежно приобретает недобрую, антигуманную сущность. Изуродованные души определяют поведение, привычки, способы взаимоотношения людей и нередко даже привычное выражение на их физиономиях: странная смесь на-глости, испуга; низкопоклонства и настороженной хитрости ложится как неизгладимый отпечаток на лица зависимых людей. Герцен остро подмечает в своих описаниях ненормальные представления крепостников об основных нравственных понятиях – о совести, долге, чести, о любви и дружбе, о добре и зле. Он показывает, как искажены эти понятия, как искривляются эти естественные человеческие свойства в помещиках и чиновниках. Писатели-романтики нередко так изображали поведение человека, как будто бы злая сила уродует его: в балладах Жуковского, у Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в повестях В. Ф. Одоевского и А. К. Толстого сверхъестественная сила овладевает героями и толкает их на жестокие поступки. Писатель-реалист ищет ответа не в потустороннем мире: Герцен указывает на социальную обусловленность доброго или злого начала в человеческой душе. Все персонажи романа «Кто виноват?» живут в крепостническом обществе и принуждены вести себя в соответствии с установленными, для всех обязательными нормами поведения. Крепо-стничество давит на все общество и на отдельных его членов. Под этим гнетом изменяется человеческая натура: естественные (с точки зрения гуманиста) чувства грубо уродуются. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|