Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как меняется представление о счастье у странников ? (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») (ЕГЭ по литературе)

В пореформенный период Н.А. Некрасова волновал вопрос о счастье русского народа. Казалось бы, все крестьяне стали свободными, но вопрос в другом: стали ли они счастливыми? Так, чтобы ответить на поставленный вопрос, Некрасов пишет произведение «Кому на Руси жить хорошо», в котором поднимает актуальную проблему – проблему понимания счастья русским народом. В своём творении автор не только задумывается о смысле жизни главных героев, но и отправляет их в долгий путь в поисках счастливца на Руси.

В начале повествования мы наблюдаем сцену, где главные герои поэмы встречаются на дороге (а дорога, как известно, в русской литературе символизирует поиск, испытание, движение) и задаются вопросом: « кому живется счастливо, вольготно на Руси».

Семеро мужиков выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: помещик, чиновник, поп, купчина толстопузый, светлейший вельможный боярин, министр государев, царь. Из представленных странниками «счастливцев», можно сделать вывод, что в начале пути счастье для них заключается в благополучии, достатке, почитании…А, действительно, так ли это? Поменялись ли в итоге представления о счастье у странников? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо проследить весь путь правдоискателей.

Перового, кого встречают странники на пути, - это поп. Лука считает, что священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,

Попова дочка белая,

Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, поп повествует о своей далеко нелегкой судьбе. Ни покоя, ни богатства, ни почета у него нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками. Своим рассказом поп вносит разлад в образ мыслей странников. Они понимают, что патриархальная дворянская Русь уходит, уходят и ее порядки, а вместе с ними и счастье попа.

Далее семеро мужиков отправляются в село Кузьминское на ярмарку с мыслью о том, что там может находиться счастливый человек. Так, прибыв на место, странники выставили ведро водки и пообещали щедро вознаградить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Первым «счастливцем» оказался дьячок, который утверждал, что его счастье в «благодушестве», а сам мечтал получить «косушечку».Его образом Некрасов хотел показать, что среди народа есть люди с мнимым счастьем. Второй «счастливицей» оказалась рябая старуха, которая рада тому, что у нее уродилась большая репа. На ее примере автор показывает всю глубину крестьянской нищеты.

Третий «счастливец» солдат, счастье которого заключалось в том, что «…в двадцати сражениях он был, а не убит!». Четвертый «счастливец» холоп, который утверждал, что « у князя Переметьева он бы любимый раб». Странствующие мужики начинают понимать, что счастье крестьян – это иллюзия, которая говорит о смирении крестьян со своей жизнью и долготерпении русского человека. Некрасов осуждает народ за это, он считает, что если бы они перестали покоряться своей судьбе, а начали бы гнуть свою линию, то Русь давно бы начала строить счастливую жизнь.

Далее странникам рассказывают о счастливом человеке - Ермиле Гирине, у которого были и деньги, и власть, и уважение со стороны народа. Автор считает, что счастье Гирина заключается в том, что он честный по отношению к другим людям и у него есть совесть – одна из наиболее характерных черт русского народа. Так, на примере Ермилы Гирина Н.А. Некрасов опровергает первоначальное представление странников о человеческом счастье, он проводит мысль о том, что даже если жить по законам народной правды, то гарантий быть счастливым нет. Так, народный заступник не принимает жизни, в которой царит ложь, корысть, несправедливость, и пытается заступиться за народ, чтобы добро и правда восторжествовали, однако во время бунта он попадает в острог.

Следующий, кого встречают правдоискатели на пути, - помещик, чья жизнь представляется большинству крестьянам счастливой, потому что, по их мнению, у него есть «покой, богатство, честь». Однако, после разговора с ним, странники поняли, что это вовсе не так. Конечно, сказочная жизнь у Оболт-Оболдуева была до отмены крепостного права, когда все вокруг принадлежало ему и он мог распоряжаться чужими судьбами, однако после проведения крестьянской реформы у него отобрали крестьян, земли, леса, в которых сейчас раздается стук топора. Патриархальная Русь ушла, а вместе с ней и счастье помещичье.

Следующим, кто включается в обсуждение о счастье, - Матрена Тимофеевна, образ которой помогает показать всю тяжесть крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила Матрёна на своем веку: голод, насмешки со стороны семьи, постоянной отсутствие мужа, бывшего на заработках, потеря первенца Дёмушки – все это не смогло сломить русскую женщину, а, напротив, способствовало становлению ее характера. Корчагина, заканчивая повествование о своей нелегкой доле, отвечает на вопрос странников так:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!»

Так, образ Матрёны Тимофеевны является типичны м в творчестве Н.А. Некрасова, она вызывает восхищение у читателя, потому что, несмотря на свою тяжелую судьбу, она продолжает радоваться самым обычным мелочам в своей жизни, а из любых жизненных испытаний она выходит победительницей.

В конце поэмы перед читателем предстаёт образ «народного заступника»- Гриши Добросклонова. Он обычный выходец из крестьянской семьи. Его голодное детство и суровая юная жизнь помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека. С самых малых лет Гриша понял, что его миссия на земле русской – это служение своему народу. Добросклонова не интересует ни богатство, ни покой, ни честь, он счастлив от того, что может быть полезным народу, и его не пугают мысли о том, что дальнейшая судьба готовит ему «чахотку и Сибирь».

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что странники убедились, что на Руси нет счастливца, который бы жил по формуле «покой, богатство, честь». Пройдя длинный путь, они понимают, что ни обычные крестьяне, ни многоуважаемый поп, ни когда-то богатые помещики и другие жители Руси не имеют настоящего счастья. Даже Ермила, который является прототипом Гриши, нельзя назвать счастливым, потому что он сидит в остроге. Возможно, странники нашли бы ответ на интересующий их вопрос, если бы им удалось встретиться с народным заступником, однако этого не произошло.

Таким образом, Н.А. Некрасов на примере Гриши Добросклонова отвечает читателю на главный вопрос поэмы: «кому живется счастливо, вольготно на Руси». Автор проводит мысль о том, что счастлив тот, кто заботится не о личном счастье, а о народном.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.