|
Родина Россия в поэзии и творчестве (Блок Александр)
Вся поэзия Блока — напряженная, мучительная дума о России. Этой теме он посвятил и самостоятельный цикл стихов «Родина» (1907—1916). Важно, что поэт обратился к поэтическому воплощению образа народной, демократической, крестьянской России. В некоторых стихотворениях («Русь», «Русь, жизнь моя...») показана Россия колдовская, загадочная, таинственная, непостижимая, какой она представляется интеллигенту, мучительно переживающему свою отчужденность от народа Но затем налет загадочности исчезает — и перед нами возникает крестьянская, полевая, лесная, нищая страна с серыми избами, с расхлябанными колеями дорог. В русской лирике издавна утвердилось сравнение родины с матерью. Блок же не просто сравнивает — он отождествляет родину с женщиной, и не только с матерью, но и с женой, невестой. В его произведениях образ женщины возвышается до символического обобщения России. Так, в стихотворении «Россия» родина предстает в облике женщины-крестьяики в узорном платке. Ее образ сливается с образом природы: «А ты все та же — лес, да поле, да плат узорный до бровей». В стихотворении «На железной дороге» (1910), которое Блок включил в цикл «Родина», трагическая судьба девушки, бросившейся под поезд, заставляет задуматься о судьбе России. Девушка « в цветном платке, на плечи брошенном, красивая и молодая» — жертва не просто трагического случая, а тупого равнодушия. На полустанке она не раз с тщетной надеждой смотрела в «пустынные глаза вагонов», но не встречала нигде человеческого тепла и сочувствия. В судьбе героини Блок обобщил судьбу молодого поколения, оказавшегося в атмосфере духовного бездорожья и безнадежности: Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Реалистические детали приобретают символическое значение. Слова: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели» — подчеркивают утомительное однообразие жизни, а в следующих двух строках о вагонах для господ («Молчали желтые и синие») и для народа («В зеленых плакали и пели») Блок гениально показал социальное расслоение в царской России. Жандарм, стоящий рядом с девушкой на перроне, воспринимается как зловещий символ самодержавного уклада жизни. Враждебные народу силы, державшие Россию в повиновении, воплощены в стихах Блока в образах колдуна, коршуна, ястреба, совы и пр. Стихотворение «Коршун» (1914) построено на параллели: коршун кружит над лугом, мать-крестьянка кормит ребенка. Поэт закрепляет эту параллель вопросительной, тревожной концовкой: «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?» Образ матери здесь расширяется до образа России. Еще одна важная особенность трактовки темы родины состоит в том, что Россия изображается Блоком в движении, в романтической перспективе. В его стихах часто употребляются образы дороги, долгого пути, бескрайних просторов и далей. Россия — необъятная и беспредельная страна, устремившаяся в дали будущего, как гоголевская необгонимая птица-тройка. Отсюда постоянные символические образы могучей свободной стихии — ветра, вьюги, снежной метели, бури, урагана. Источники:
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»). Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|