|
Любовь в стихах и творчестве (Блок Александр)
В поэзию Блока вторгалась также музыка самой жизни с ее прозаическими интонациями, что в наибольшей степени проявилось в поэме «Двенадцать» Идеалом поэта было гармоническое единство человеческой жизни и природы, которое он называл «мировым оркестром». Этой музыке бытия он противопоставлял «антимузыкальность» буржуазной и мещанской жизни, используя в музыкальном строе своей поэтической речи диссонансы, звуковые контрасты, резкие, раздражающие звуки. Большое место в поэзии Блока занимает тема любви. Она проходит в разных вариациях через «Стихи о Прекрасной Даме», циклы «Снежная маска», «Фаина», «Через двенадцать лет», «Кармен». Блок воспел рыцарское служение женщине, светлые озарения и вдохновения любви. В женщине он всегда видел нечто неземное, идеальное, сравнивал ее со звездой, кометой, снежным костром, стихией, космосом: Ты — путям открыта млечным, Скрыта в тучах грозовых. Любовь понималась им как средоточие высшей красоты мира, высшее проявление человечности в человеке, символ жизни, творчества. «Только влюбленный имеет право на звание человека», — сказал он в стихотворении «Когда вы стоите на моем пути». Но трудная личная судьба Блока определила глубоко драматический характер его любовной лирики. Наряду со светлыми жизнерадостными мотивами в ней встречаются мотивы страдания. Одним из шедевров лирики Блока является стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе» (1908), покоряющее глубиной и сдержадностью человеческого чувства, благородным отношением героя к женщине. Здесь обыкновенная земная любовь понимается как самая большая ценность, 'большая, чем доблести, подвиги, слава. Любовная лирика Блока — это исповедь сердца, лирический дневник, но в ней отразились бури и тревоги сложного времени, в которое жил поэт. «Завершая поэтические искания XIX века, — пишет известный исследователь творчества поэта В. Н. Орлов, — Блок создал особый тип лирики, поднимающей большие общественно-моральные и культурноисторические проблемы, проникнутой острым чувством истории и действительности». Под влиянием общественных событий личные переживания поэта наполнялись все большим социальным содержанием. После поражения революции 1905 года усиливается критическое, обличительное начало в его поэзии. В цикле стихотворений «Страшный мир» (1909—1916) Блок обращается к сатирическому изображению буржуазного мира $ его бездуховностью, пустотой, мертвенностью («Пляски смерти»), пошлостью («На островах», «В ресторане»). Поэт и себя самого чувствует пленником и жертвой «страшного мира», поэтому здесь звучат пессимистические ноты одиночества, тоски, разочарования в жизни («Песнь ада», «Как тяжело ходить среди людей», «С мирным счастьем покончены счеты», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и др.). В годы реакции с особой силой проявилась противоречивость мироощущения Блока, определившая такую характерную особенность его поэтики, как контрастность. Это контрастность образов (света и тьмы, огня и мрака, дня и ночи), мотивов (жизни и смерти, любви и ненависти, тоски и радости), лексики, художественных приемов. Блок испытывал одновременно «и отвращение от жизни, и к ней безумную любовь», но стремился к цельности и гармонии. Об этом говорит его программное стихотворение «О, весна без конца и без краю» (1907): О; весна без конца и без краю— Без конца и без краю мечтах Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Со щитом в руках поэт, как воин, идет навстречу жизни с ее радостями и невзгодами: И смотрю, и вражду измеряю, Венавйдя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя! Блок считал, что, несмотря на все трудности и беды, жизнь в сущности прекрасна: «Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен». В мрачные годы реакции Блок сохранил веру в творческие силы народа, в его способность к борьбе, в нем он видел спасение от «страшного мира». В отличие от тех декадентов-символистов, которые проклинали и презирали народ, предсказывали гибель России, Блок верил в ее бессмертие, в ее великое будущее, призывал интеллигенцию к сближению с народом. Источники:
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»). Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|