|
Характеристика Обломова по роману Обломов (Гончаров И. А.)Рисуя патриархальную поместную усадьбу, родину Ильи Ильича, Гончаров выносит суровый приговор патриархальной экономике и быту. Жизнь обломовцев — это «непобедимый, всепоглощающий сон». Гончаров указывает на отсталость экономики в обломовской усадьбе как на одну из важнейших причин умственной неподвижности и лени ее обитателей. «Они были глухи к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, - говорит автор про владельцев Обломовки, - об усиленной производительности и мене продуктов. Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капитала - держать его в сундуке». Обломовцы не интересуются своим хозяйством, ведут сонную и ленивую жизнь. Боятся всякого, даже пустякового дела и в этом же духе воспитывают Илью Ильича, убивая в нем всякую волю и инициативу, прививая отвращение к труду, который в их глазах «наказание», ниспосланное свыше, за грехи родителей. Так вырастает безвольный, бездеятельный барин Обломов. Выйдя из родимого «гнезда» на самостоятельную жизненную дорогу, Обломов оказывается совершенно беспомощным. Он лениво учится в университете, лениво и нерадиво служит, а потом и совсем выходит в отставку, напутав в делах. В конце концов Илья Ильич, еще молодой человек, оставляет всякую попытку заняться какой-либо практической деятельностью и отдается полному покою, лежа на диване, находясь постоянно в созерцательном состоянии, предаваясь ленивым мечтам. Сонливость, апатия, пассивность Ильи Ильича с годами принимают чудовищные размеры, и Обломов боится не только дела, но и всякого мыслительного напряжения, всякого жизненного толчка и встряски, выводящих его из душевного оцепенения. «Началось с неумения надевать чулки, окончилось неумением жить», - говорит про своего друга Штольц, подчеркивая этими словами необходимые следствия паразитического характера жизни своего друга. Автор беспощадно разоблачает своеобразную философию, созданную Обломовым в оправдание своего безделья. Он показывает, что эта философия могла сложиться лишь в недрах класса, паразитирующего за счет крепостного труда «трехсот Захаров». Основное требование Обломова — покой. Не принимая лозунга, выставленного Штольцем, — «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни» — Обломов пытается утвердить свое понимание социальной действительности. «Да цель всей вашей беготни, - обращается он к Штольцу, - разве она не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» Обломовщина боится всякого движения и развития, потому что видит в них подрыв экономических устоев поместного класса. «Грамотность вредна мужику, - возражает Обломов Штольцу, - выучи его, так он, пожалуй, пахать перестанет». Любые новшества, в чем бы они ни проявлялись, любые практические начинания вызывают в Обломове боязнь и отвращение. Неприязнь к суетливому городу постоянно замечается у Обломова. «Что жизнь? Какое безобразие этот столичный шум!» - восклицает он. Отрицая городскую цивилизацию, Обломов идеализирует патриархальную деревню, патриархальные отношения между крепостным крестьянином и помещиком, мечтает о примирении старого патриархального образа жизни с культурными интересами. Из этого усадебного идеала вырастают представления Обломова о супружеской жизни. В мечтах Ильи Ильича рисуется патриархально-семейная идиллия, где жена помещика, сочетающая современный уровень развития и образованности с дедовской простотой, все же остается по сути дела старинной барыней, воплощением «неги» и «торжественного покоя». Философия Обломова определяет и его воззрения на любовь. Обломов и здесь прежде всего думает о покое. Он жаждет испытать «теплоту любви», но без «потрясающих взрывов» и тревог, хочет в отношениях с любимой женщиной найти «неизменную физиономию покоя, вечно ровное течение чувства». Именно осуществление этих стремлений Илья Ильич предполагал видеть в Ольге Ильинской, но убедился, что жизнь везде «трогает» и «достает», беспощадно опровергая его иллюзии. Сталкивая своего героя с Ольгой, Гончаров еще резче оттеняет дряблость воли Обломова, вялость чувства и праздность ума. В любви к Ольге писатель намечает для Обломова проблески временного пробуждения от духовной спячки, чтобы привести его к острейшему осознанию своей никчемности и самоосуждению, к пониманию того, что он «лишний человек». И если в начале знакомства с Ольгой Илья Ильич с надеждой восклицает: «Жизнь, жизнь опять отворяет мне!» и верит открывшуюся для него «цель жизни», то впоследствии с величайшей горечью он вынужден признать свое полное духовное банкротство: «Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет». «Идти вперед», «сбросить широкий халат и не только с плеч, но и с души» — он не может, и ему остается последнее убежище — подобие Обломовки: существование на Выборгской стороне, у вдовы Пшеницыной. «И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой», - говорит про Обломова Гончаров. Таким образом, автор показывает неизбежность нравственного омерзения, упадка представителей помещичьего класса, не могущих идти в ногу с жизнью, быть «наравне с веком». Гончаров, правда, указывает и на симпатичные, положительные черты Обломова. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь», - говорит Илье Ильичу Ольга Ильинская. В конце романа положительные стороны Обломова ясно очерчены Штольцем: «У него честное, верное сердце...» «Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Автор рисует Обломова человеком, способным к благородным порывам, по природе чутким и отзывчивым. Простота и человечность Обломова как наиболее ценные качества его характера особенно подчеркнуты Гончаровым. Автор указывает, что Обломову доступны широта взглядов и гуманность, которые возвышают его над заурядным представителем петербургского делового или чиновничьего мира. «Так мало тут человека-то нужно», - восклицает, например, Илья Ильич по поводу удачной карьеры и всяческих жизненных успехов чиновника Судьбинского. Автор безусловно сочувствует тому возвышенному гуманизму, который отчетливо выражен у Обломова в разговоре с Пенкиным. «Человека, человека дайте мне», - говорит Илья Ильич, рассуждая о готовящемся произведении Пенкина. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь... Где же человечность-то?» - задает он вопрос литератору Пенкину. «Протяните руку падшему человеку... не глумитесь над ним», - требует Обломов у своего собеседника. Но все эти хорошие черты Обломова задавлены. «В нем есть ума не меньше, чем в других, только зарыт, задавлен он всякой дрянью и заснул в праздности», - отзывается об Обломове Штольц. Г. Абрамович, Ф. Головенченко Источники:
|
|