|
Тютчев-поэт контрастов и противоречий (Школьные сочинения)Для поэзии Тютчева характерны беспрестанные антитезы и контрасты. Постоянное разведение двух концов, но в итоге получение чего-то единого – есть характерная черта его творчества. Столкновение противоположностей, противоречивые образы, сменяемость антитез – автор так явно показывает нам несопоставимость смыслов, но в то же время приводит к осознанию согласия и целостности.
Пейзажная лирика поэта построена на разногласии: день и ночь, хаос и мир, свет и тьма, буря и покой. Несмотря на ярое противопоставление, все образы образуют единство (день+ночь=сутки; после бури обязательно должен настать покой):
«…Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…»
«…Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...»
Проводя параллели между природой и человеком, Тютчев говорит о том, что человек является частью природы, находится в гармонии с ней, показывает их взаимосвязь:
«…Так иногда, осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнее небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветр подует, теплый и сырой,
Опавший лист погонит пред собою
И душу нам обдаст как бы весною...»
В то же время в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» автор указывает на дисгармонию природы и людей:
«…Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.»
Федор Иванович замечает желание человеческого разума подняться над природой, желание возвыситься, тем самым ощутить себя самодостаточно и независимо. Такое желание приводит к осознанию невозможности существования вне природы, к ее превосходству над людьми:
«И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!..»
«…А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..»
Изобилие человека противопоставлениями также является насущной темой в поэзии Тютчева. Раздираемость, неопределенность, дисгармония с самим собой, внутренний конфликт – все это делает человека двойственным. Он находится в разладе с самим собой, и даже такое прекрасное чувство как любовь терзает его (оно и как соединение, и как поединок):
«…Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...»
«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует…»
Такой диссонанс заставляет человека познать мир в его истинной сущности, прийти к пониманию, к гармонии. Переживая различные мироощущения и чувства, мы должны выстоять ту разрывающую нас изнутри борьбу и остаться верными себе. Сколько бы нас не терзало внутри, душа не должна предать себя. Только так мы можем всецело понять всю суть мирозданья:
«…Как эти горы, волны и светила
И в смутных очерках она любила
Своею чуткой, любящей душой —
И под грозой, уж близкой, разрушенья
Какие в ней бывали умиленья
Пред этой жизнью вечно молодой...
Светились Альпы, озеро дышало —
И тут же нам, сквозь слез, понятно стало,
Что чья душа так царственно светла,
Кто до конца сберег ее живую —
И в страшную минуту роковую
Все той же будет, чем была...»
Казалось бы, все, о чем пишет Федор Иванович Тютчев - простые пейзажные зарисовки: буря, ветер, море, ночь. Но погружаясь в детали мы понимаем, что за описанием природы заключается нечто большее, чем просто красивые виды. Контрастность образов, в итоге все равно составляющих единство, показывает разносторонность человеческого бытия и мироздания. Обновлено: Опубликовал(а): ejujer Внимание! Спасибо за внимание.
|
|