|
Кто победил в идейном и нравственном споре Раскольников или Соня Мармеладова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») (ЕГЭ по литературе)Главный герой романа "Преступление и наказание" - герой-идеолог, то есть человек, сливающийся со своей идеей, которая становится его страстью, смыслом жизни. В процессе развития сюжета теория раскрывается с разных сторон, и в результате вырастает в сложный, противоречивый и объемный образ идеи Раскольникова. Полифонический роман Достоевского становиться не романом с идеей, а романом об идее, о ее жизни в умах и душах людей. Родион Раскольников создал теорию о двух разрядах людей: низших (обыкновенных), служащих только для продолжения рода, и тех, кто творит будущее, может сказать новое слово, преступить закон. Собственно, на преступление он пошел, чтобы узнать, к какой группе принадлежит и как ему жить дальше. Но теория оказывается крайне противоречивой: это выражается как в конфликте с человечеством в общем, так и с нравственным законом самого Раскольникова (сны героя, которые являются отражением его совести). Антиподом Родиона выступает смиренная Сонечка Мармеладова. Несмотря на разные мировосприятие и характеры главных героев, есть то, что их несомненно сближает - "преступление". Бывший студент преступил закон, убив, хотя и вредную, но ни в чем не повинных старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, а девушка преступила через себя («пошла по желтому билету»), пожертвовала собой ради семьи и мачехи. В милосердии и помощи окружающим она и видит смысл жизни. Идейное противостояние этих героев проявляется в диалогах: на призыв Сони "страдание принять и искупить им себя" Раскольников жестко отвечает, что не признает своей вины. Но убеждения девушки и нежелание больше выносить свое "отчуждение" все же приводят бедного студента в контору. Итог - каторжные работы второго разряда на восемь лет, Сонечка едет за ним. И только здесь, на каторге, Родион наконец отказывается от теории, которая принесла ему столько мучений. Достоевский показывает нам две "правды", которые противостоят друг другу. Но время, обстоятельства и жизненные трудности сблизили носителей противоположенных идей, о чем свидетельствует последняя сцена на берегу Иртыша (Соня и Родион воскресшие к новой жизни и для любви). Автор не говорит о нравственной победе одного из героев, он просто соединяет их вместе. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Калинина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|