|
Образ и характер учителя Никитина по повести Студент (Чехов А. П.)
Раскрывая том Чехова с его рассказами, мы часто застаем его героев в пути. Кто едет в телеге (как в «Степи»), кто на санях («По делам службы»), кто на пароходе («Ариадна»). О событиях трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» читатель узнает из рассказов героев, в одном случае расположившихся после охоты на ночь в деревенском сарае, в другом случае укрывшихся от проливного дождя в ближайшей усадьбе, а в третьем–из рассказа самого владельца усадьбы, приютившего охотников. Природа России, ее дороги и дорожные встречи у Чехова – хороший повод для размышлений о назначении человека, о судьбе отдельных людей. Серьезные мысли о связи исторических эпох, о кровной заинтересованности современного человека в той драме, которая разыгралась, по христианскому преданию, девятнадцать веков назад, пришли к студенту духовной семинарии Ивану Великопольскому, когда он, возвращаясь с охоты, остановился погреться у костра и рассказал двух вдовам, матери и дочери, историю отречения апостола Петра («Студент», 1894). Учитель Никитин («Учитель словесности», 1894), втянувшийся в спокойный ритм мещанского существования, в один прекрасный весенний день, когда солнечные лучи сквозь оконные стекла падали прямо на его письменный стол, вдруг почувствовал нестерпимое желание – не видеть больше этого благополучного уюта и горшочков со сметаной, всей этой пошлости, которая окружает его. И он записывает свои новые мысли в дневник, а в это время до него доносятся голоса из комнаты, где пьют, как обычно, кофе и произносят пошлые, наскучившие ему фразы. Шелестовы же сидят в соседней комнате, которая не заперта, но эта часть дома воспринимается как мир замкнутый, духовно ограниченный. Сидящие в двух разных комнатах, здесь противопоставлены как два враждебных мира. Готовность Никитина порвать с мещанским счастьем – высшая ступень в жизненном поведении лучших чеховских героев этого времени.. Решительный шаг все еще не совершен, хотя по сравнению с профессором Николаем Степановичем этот гимназический учитель ушел далеко вперед. К концу жизни Чехов, как известно, поведет своих героев дальше, и разрыв с царством пошлого быта будет реально осуществлен молоденькой героиней его последнего рассказа – Надей Шуминой («Невеста», 1903). А пока даже эта готовность – добрый знак: ясно, что с такой силой ненависти к мертвому, ограниченному сознанию для героя неизбежен выход к широким просторам русской жизни, о которых он так мечтает Никитин на верном пути. За беспокойным духом чеховских героев мы не можем не чувствовать огромную нравственную силу художника. И чем больше мы узнаем о его личности, тем яснее нам становится, что он хотел сказать своими произведениями. «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл», – говорил Горький о Чехове. Хорошо прочитать и заново перечитать рассказы и повести Чехова, скажем мы вслед за Горьким: они дают нам возможность оторваться от будничной суеты и обратиться мыслью к высоким понятиям ценности человеческой жизни, красоты русской природы, судьбы родины. Э. Полоцкая Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|