|
Вы здесь: Критика24.ру › Горький Максим
Образ и характер Луки в пьесе На дне Дно (Горький Максим)
Образ Луки — это еще небывалый в русской (да и в мировой) литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились искания и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением патриархальных крестьян. Лука — носитель христиански окрашенной и вместе с тем плебейски самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера и холодный скепсис, есть небрежно-снисходительное утешительство, крайний индивидуализм и стремление к коллективу. Странник этот — довольно тонкий психолог и неутомимый наблюдатель. В нем, как заметил известный немецкий критик и публицист Франц Меринг, «кроется нечто философическое». В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметен явный критицизм по отношению к хозяевам, отчужденное (если не враждебное) отношение к полицейскому государству и даже элементы скептического отношения к идее «бытия божиего». Однако преобладающим началом в сознании Луки является начало христианское. Лука — апостол христианского учения. Это его профессия. Он распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва терпеть, как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос- от всех жалел...», «ни одна блоха — не плоха» и пр.). И эта проповедь Луки в защиту терпения и всяческих иллюзий объективно соответствует программе Костылева, Содержателя ночлежки, внушавшего ее обитателям, что «не всякая правда нужна». Вот почему В. В. Воровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней, затейливей. Образ Луки, если рассматривать его в философско-историческом аспекте, — это яркое и целостное художественное обобщение специфических особенностей простонародной формы вырождающегося христианства, уже лишенного внутренней убежденности, уже эклектичного, разъедаемого сомнением, но еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью. В то же время Лука — демонстрация и дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот несомненно даровит, своеобразен, оригинален. Только дарования его затемнены, извращены длительным воздействием господствующих классов, их «учителей жизни» на массу народную. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|