|
Вы здесь: Критика24.ру › Горький Максим
Образ и характер Павла Силантьева в рассказе В ущелье (Горький Максим)
Рассказ «В ущелье» сталкивал людей различных жизненных позиций. Интересен с этой точки зрения образ солдата. На первых порах кажется, что это человек высоких патриотических чувств, он все время с гордостью говорит о России, о русском народе. Но и любовь к России, как обнаруживается в рассказе, может обернуться диким изуверством, если в основе ее лежит не гуманизм, не истинная демократичность, а узкая националистическая замкнутость. Смутно чувствуя «непорядок» жизни, солдат склонен во всем винить иноверцев. Поэтому он так хладнокровно рассказывает о зверских расправах с текинцами, он полон неприязни к населению Кавказа, даже яркую местную природу воспринимает враждебно. В конце концов солдат убивает Силантьева, критические высказывания которого о России вызывают в нем бешеную злобу. Изображая темные стороны жизни Руси, Горький не забывает своей главной задачи — выявить, живет ли в народе стремление к переустройству жизни на основе каких-то новых человеческих взаимоотношений и есть ли в народе те духовные силы, которые сделали бы возможным это переустройство. В рассказе «В ущелье» «проходящий» встречает Павла Силантьева, который близок ему и по душевному складу и по взглядам на жизнь. Скитаясь, как и «проходящий», по дорогам страны, он видит море народного горя, проникаясь чувством глубокого coстрадания к простым людям. «А мне народ жалко, — говорит он, — бесчисленно много пропадает его зря! Глядишь-глядишь на это —просто беда, брат...» Из слов старика-сектанта, который уже встречался с этим «несогласным», ясно, что Силантьев в терпении видит зло, в борении — добро. Его уважение к людям соединено с чувством собственного достоинства: «Кто себя ценит, он и людей ценит... У нас это — редко, чтобы умел человек себя ценить...» Он не только наблюдал жизнь, но и размышлял над нею, в его оценках окружающего много обобщения, он часто говорит «у нас», «мы», видя, что отдельные факты жизни выражают какие-то общие ее черты. Силантьев понимает уже, что одного недовольства окружающим мало, поэтому он критичен к своим же собратьям - скитальцам: « ...ходим из стороны в сторону, да всем мешаем <... > бездельники мы и норовим на готовое. Сами-то, значит, ничего того лучше, что есть, не можем сделать, а — подай нам!» В этом образе не просто инстинктивные неоформленные порывы к другой жизни, в рассуждениях Силантьева чувствуется известная зрелость проснувшегося самосознания, понимание необходимости активно содействовать переустройству жизни, но это — тот порог, который перешагнуть он еще не может, не находя себе единомышленников, не представляя возможных путей борьбы со злом. Впрочем, до такой зрелости не дорос еще и «проходящий». Но за образом «проходящего» стоит автор, человек большого социально-общественного, революционного опыта. Он-то знает, что жизненная позиция «проходящего» перспективна, его путь — только начало поисков, которые должны увенчаться успехом. Поэтому искания «проходящего» овеяны лирической и оптимистической тональностью, в то время как в некоторой замкнутости и некоторой таинственности Силантьева — ощущение внутренней растерян-ности. Жизнь Силантьева трагично обрывается. В это время «проходящий» находится в кругу сектантов, которые реагируют на гибель Силантьева так, что «как будто не случилось ничего особенного., .». Для «проходящего» же это глубокая драма не только в самом факте жестокого убийства, бессмысленной гибели человека, но еще и гибели человека, духовно близкого ему. Источники:
В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|