|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ произведения «Капитанская дочка» (Часть III) (Пушкин А. С.)В романе можно выделить по крайней мере три точки зрения: 1) Петруши Гринева – участника событий, которому в сюжете 17 – 18 лет; 2) Петра Андреевича Гринева – автора мемуаров, который пишет свои записки в уже преклонном возрасте (приблизительно в 50 лет); 3) автора романа – А. С. Пушкина, которому принадлежит сам отбор материала. Эпиграфы – своеобразный ключ к отдельным главам – тоже идут от подлинного автора, т. е. от Пушкина. Кроме того, в романе создается возможность освещения событий и с точки зрения других героев (например, Маши Мироновой, Савельича). Такая полисубъективная организация произведения обусловлена стремлением Пушкина охватить действительность во всей ее глубине. Но в таком случае кому же принадлежат известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»? Очевидно, здесь есть совмещение разных точек зрения. Для самого Пушкина все крестьянские восстания, не освещенные сознанием, бессмысленны: отсутствие четкого плана определяет и бессмысленность действия. Что касается беспощадности, то она также существует, причем с обеих сторон: беспощадна и жестока казнь капитана Миронова, но и образ изувеченного башкирца – лишь другая сторона беспощадности. Однако целый ряд моментов в романе говорит о том, что Пушкин видел и проявления определенных закономерностей крестьянских восстаний. В отличие от реакционной публики, Пушкин чувствовал, что крестьян на бунт толкает не только личная жажда мести, но и смутное осознание общности своих интересов, противопоставленных интересу господствующего класса.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья12 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|