Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения «Капитанская дочка» (Пушкин А. С.)

1. Название

"Капитанская дочка" А. С. Пушкин. Произведение названо в честь Марии Мироновой — возлюбленной Петра Гринёва. Автор показывает, как внутренняя сила героина способствовала её счастью. Девушка ни разу не отступилась от своей чести. Для Пушкина Маша Миронова — идеал, поэтому произведение названо в её честь.

2. История

Роман писался с 1833 по 1836 года. увлекся историей пугачёвского бунта, обращался к архивам и собирал материалы для произведения. Его интересовали причины восстания, Пушкин разговаривал с его очевидцами. Историческую основу романа составляют реальные события.

Изначально произведение было задумано о Швабрине — о том, как тот перешел на сторону Пугачёва. Его прообразом был действительный разжалованный офицер, присягнувший бунтовщику.

Возможно, произведение имело бы более гражданский смысл. Основной идеей стало бы осуждение власти. Но постепенно

задумка произведения переросла в большой исторический роман, поднимающий нравственные вопросы. "Капитанская дочка" — духовное завещание Пушкина.

3. Род — эпос. Текст произведения носит характер живой речи, изложенной на бумаге. "Капитанская дочка" читается легко. Автор очень лаконично описывает исторических лиц, обстановку. Несмотря на лаконичность, картина восстания в сознании читателя полноценна. Пушкин особое внимание уделяет художественным деталям, помогающим передать основные идеи.

4. Автор определил жанр "Капитанской дочки" как повесть. Но произведение имеет все черты романа: духовное развитие героев, реальные исторические лица и исторические события, несколько серьезных тем. Пожалуй, Пушкин недооценил

"Капитанскую дочку" по силе воздействия на читателя.

5. Темы

Политематичность произведения раскрывается в следующем: историческая тема — центральная в романе, на её основе развивается сюжет, любовная линия проходит через сознание каждого героя, любовный конфликт в произведении очень силен и определяет поступки персонажей, тема чести и

бесчестия раскрывается также на примере поступков многих героях. Самыми яркими персонажами являются Гринёв и Швабрин. Они

противопоставляются друг другу. Тема народа и власти раскрывается в образе Екатерины II и

Пугачёва, которые также противопоставлены друг другу. Тема закона и милосердия раскрывается в сценах спасения Маши и разговора героини с императрицей. Тема нравственного выбора в сложных ситуациях раскрывается на примере

многих героев: Ивана Кузьмича, отказывающегося присягать Пугачёву, Петра Гринёва, также сохранявшему верность императрице, Швабрина, который не соблюдал законов нравственности и чести, искал себе выгодного положения, перейдя

на сторону Пугачёва. В произведении множество тем и вопросов, на которые автор дает ответ. Именно поэтому «Капитанскую дочку» можно назвать политематичным произведением.

6. Идея автора состоит в сближении крестьянства и дворянства для установления общего мира, избежания "бессмысленного и беспощадного бунта", разлада в обществе. Кроме того, высшей ценностью для человека Пушкин считает сохранение чести, чувства собственного достоинства и любви.

7. Сюжет

Пётр Гринёв не сразу полюбил Машу. По приезде в Белогорскую крепость она не понравилось ему. Швабрин, с которым сблизился герой, как только приехал на службу, отзывался о ней плохо: "Швабрин описал мне Машу, капитанскую

дочь, совершенною дурочкой". Пётр Гринёв не находил радости в Белогорской крепости, ведь он мечтал жить в Петербурге и

вести разгульную жизнь. Но отец Петра отправляет его в Оренбург, желая видеть в нем солдата, а не "шаматона". По дороге в крепость Гринёв успевает проиграть все деньги, заблудиться во время бурана, из которого его выводит незнакомец, оказавшийся Пугачёвым. В Белогорскую крепость Пётр Гринёв приезжает без денег, заячьего тулупа, который он подарил загадочному вожатому. Вскоре он сближается с семейством Мироновых, находя их добрыми и отзывчивыми людьми, он

тайно любит Машу, пишет ей стихи, которые осмеивает Швабрин. Состоится первый и неудачный дуэль. Василиса Егоровна заставляет извиняться неприятелей. На следующий день состоится вторая дуэль, на котором Гринёв получает ранение, когда

отвлекается от боя на прибежавшего Савельича. Швабран поступает подло, уколов Петра в плечо. Во время болезни за Гринёвым ухаживает Маша. Он желает жениться, но получает отказ от родителей, ведь у Маши нет приданого. Девушка

отказывается идти замуж без благословления родителей. Пугачёвское восстание застает врасплох Мироновых, Быстрые приготовления сделаны, но атаку не удалось отразить и крепость захвачена. Убивают Ивана Кузьмича, Василису Егоровну,

отважно принимающую смерть. Много людей погибло, отказываясь присягнуть Пугачёву. В Петре Гринёве бунтовщик узнает барина, подарившего ему заячий тулуп и угостившего стаканом вина. Пугачёв милует его. Петр Гринёв отказывается присягать Пугачёву, целовать его руку. Тот отпускает юношу по просьбе Савельича — крепостного дядьки Гринёва. Герой отправляется на службу в Оренбург. Маша находится у дворовой девки Палашки, притворяясь её племянницей. Спустя время из Белогорской крепости приходит письмо,

в котором Маша рассказывает Петру о своем заточении и угрозах Швабрина. Пётр поднимает вопрос об осаде Белогорской крепости на собрании военных начальников, но слышит отказ. Он решается сам отправится на Маше, по дороге

встречает Пугачёва, тот помогает ему. Пугачёв отпускает молодых. Те обещают молиться о спасителе каждый день. Пугачёв запомнит эти слова и после, когда его будут всенародно казнить, станет искать глазами Петра Гринёва в толпе, зная, что больше за него некому просить у Бога. После окончания дела о Пугачёве Петра берут под арест, он не желает, чтобы имя Маши было упомянуто в следствии, поэтому не может объяснить многих своих поступков. Его обвиняют в шпионстве, в оставлении служебного поста. Положение Петра Гринёва усугубляется показаниями Швабрина, который лжет следователям. Гринёв удивлён, что Швабрин не упоминает имя Маши, он догадывается, что тот по-прежнему испытывает к ней чувства. Гринёва спасает Маша, просящая милости у императрицы. Екатерина II выслушала всю историю девушки в саду

на прогулке, Маша не знала, что разговаривает с императрицей.

8. Композиция произведения заключает множество кольцевых приемов автора. Заячий тулуп соотносится со спасением жизни Петра Гринёва. Обращение Савельича к Пугачёву — сначала как к "пьянице", которого подобрали в буране, затем как к "его высокопревосходительству" — соотносится и на ином отношении Пугачёва к крепостному — сначала как к равному, затем он употребляет в его отношении ругательство "собака". Пророческий сон Гринёва имеет свое загадочное значение: после близкого разговора с Пугачёвым и его калмыцкой сказки, в которой он открывает Петру желание прожить пусть короткую, но нужную для народа жизнь. Гринёв понимает сказку по-своему. Его пугает жажда жертв Пугачёва, с чем он связывает значение своего сна.

Экспозицию читатель наблюдает при знакомстве с семьями Гринёвых, Мироновых. Завязка сюжета начинается с момента дуэлей со Швабриным. Нельзя выделить высшую кульминационную точку. Однако исследователи полагают, что прошение Маши Мироновой милости у императрицы и есть кульминация романа. Спад действия начинается с момента казни Пугачёва, после которой следует описание жизни Мироновых.

Огромную роль в композиции играют эпиграфы. Они определяют тему глав. Чаще эпиграфами служат народные песни, пословицы, сказания, что приближает повествование к народной действительности, к читателю. "Береги честь смолоду" - основной эпиграф произведения, данный вначале — определяет одну из важнейших тем романа.

9. Герои.

Пётр Андреевич Гринёв — именно ему дал наказ отец в начале романа: "…Береги платье снову, а честь смолоду".Он сын состоятельного помещика, еще до рождения записанный в Семеновский полк. Но отец не видит пользы в службе в столице: "Нет, пусть послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон". Домашнее воспитание не дало результатов молодому дворянину, его обучал француз мосье Бопре, позже выгнанный за бездельничество: "обязан он был меня учить по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, и потом каждый из нас занимался уже своим делом". Через образ учителя Бопре читатель видит, что Пушкин отвергает иностранное образование. Именно Савельич обучил Гринёва всему, что знал сам. Он сохранял верность Петру.... (продолжение во 2 части анализа с тем же названием и того же автора)

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.